|
поскольку создана человеком, либо постольку, поскольку Брахман существует
только посредством углубления субъекта в себя. Теперь же нет более того, что
человек есть бог или бог есть человек, что бог существует только в эмпирическом,
человеческом образе, но бог истинно объективен в себе самом, он есть в самом
себе тотальность, определен конкретно в себе, то есть субъективно познается в
самом себе, и лишь таким образом он есть существенно объект и в качестве
такового противостоит человеку.
7
Возвращение к тому, что бог является как человек, как богочеловек, мы
обнаружим позднее. Однако здесь начало этой объективности бога.
Если всеобщее, таким образом, постигается как определение себя в самом себе,
то оно вступает в противоположность по отношению к другому и есть борьба со
своим другим. В религии мощи нет противоположности, нет борьбы, ибо
акцидентальность не имеет значимости для субстанции.
Мощь, теперь определяя себя в самой себе, имеет, правда, эти определения не
как нечто конечное, но определенно»', пребывает в своей в себе и для себя сущей
истине. Тем самым бог определен как добро. Здесь «добрый» положено не как
предикат; он есть добро. В том, что лишено определений, нет пи добра, ни зла.
Здесь же добро есть всеобщее, по имеющее цель, определенность, соразмерную
всеобщности, в которой она есть.
Однако на этой ступени перехода определение себя самого носит сначала
исключающий характер.. Следовательно, добро вступает в отношение с другим со
злом,. И это отношение есть борьба, дуализм. Примирение (здесь — только как
становление или долженствование) еще не мыслится в самом этом добре.
Тем самым положен необходимый вывод, согласно которому борьба познается как
определение самой субстанции. Негативное положено в самом духе и в сравнении с
его аффирмативностъю; таким образом, это сравнение присутствует в чувстве,
составляет страдание, смерть. Борьба, которая сама себя прекращает, есть
стремление духа прорваться к самому себе, к свободе.
Эти основные определения дают следующее деление этой ступени перехода:
1. Первое определение есть определение персидской религии; здесь
для-себя-бытие добра еще поверхностно, „поэтому оно имеет естественный образ,
пригодность, лишенную формы,— образ света.
2. Форма, где сама борьба, страдание, смерть положены в сущности, — это
сирийская религия.
3. Выход из борьбы, продвижение к подлинному определению свободной
духовности, преодоление зла, законченный переход к религии свободной духовности
— египетская религия.
В целом общность этих трех религий состоит в возвращении дикого разгула
тотальности в конкретное един-
8
ство. Здесь уже нет того блуждания, при котором определения единства
устремляются во внешние проявлени
и случайность, когда из единства, из Брахмана, выходит этот дикий, лишенный
понятий мир богов и развитие, несоразмрное единство, расщепляется, — подобное
безудержное блуждание здесь прекратилось.
Возвращение в субстанциальное единство, субъективное в себе самом,
происходит в двух формах. Первая форма обнаруживается в парсизме, здесь это
возвращение происходит чистым и простым способом. Вторая — это брожение,
свойственное сирийской и египетской религиям; здесь брожение тотальности
опосредствует себя в единстве, а становление единства протекает в борьбе его
элементов.
А. Религия добра или света
а. Ее понятие
1) Возвращение в единство еще чисто, просто и поэтому абстрактно. Бог
познается как в-себе-и-для-себя-сущее, определенное в себе.
Здесь определенность не эмпирическая, многообразия определенность, а нечто
чистое, всеобщее, самому себе равное, процесс определения субстанции,
посредством которого она перестает быть субстанцией и начинает становиться
субъектом. Это единство в качестве определяющего себя имеет содержание, и то,
что это содержание есть нечто им определенное и ему соответствует, есть
всеобщее содержание, составляющее то, что называется здесь добром или истиной,
ибо это — лишь формы, принадлежащие к дальнейшим различиям значения и волнения,
формы, которые в высшей субъективности суть лишь одна истина, особенности этой
одной истины.
То обстоятельство, что это всеобщее есть посредством самоопределения духа,
определено духом и есть для духа, составляет ту сторону, в соответствии с
которой оно есть истина. Поскольку оно положено духом, есть самоопределение, в
котором дух остается верным себе в своей всеобщности, постольку не возникают
иные определения, кроме самого этого единства, которое есть добро. Оно есть,
следовательно, истинное содержание имеющее объективность, есть добро, а это то
же, что истина. Это добро есть одновременно самоопределение единого, аб-
9
солютной субстанции; тем самым оно непосредственно остается абсолютной мощью
— добро как абсолютная мощь. Таково определение содержания.
2) Именно в этом процессе определения абсолютного, поскольку оно есть
самоопределение и добро, в котором конкретная жизнь может созерцать истоки
своей аффирмативности и поистине познать самое себя, заключена связь с
конкретным, с миром, с конкретной, эмпирической жизнью вообще: из этой мощи
выходят все вещи. Этот процесс определения абсолютного существовал в
|
|