|
Фридрих Георг Вильгельм Гегель
Народная религия и христианство
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Народная религия и христианство
Религия – одно из самых важных дел нашей жизни. Уже детьми мы учимся
лепетать молитвы, обращенные к божеству, нам складывают ручки, чтобы мы
воздевали их к возвышенному существу, в нашу память входит целое собрание тогда
непонятных еще фраз – для будущей пользы и утешения в нашей жизни.
Когда мы становимся старше, занятия религией заполняют большую часть
нашей жизни, во всяком случае у многих весь круг их мыслей и склонностей связан
с религией, как окружность колеса с осью. Мы освящаем помимо других ее
праздников первый день каждой недели, который нам с юных лет является в более
красивом, праздничном свете, нежели все другие дни. Мы видим вокруг себя особый
класс людей, который определен исключительно для служения религии. Ко всем
важным событиям в жизни людей, поступкам, от которых зависит их личное счастье,
наконец, к рождению, браку, смерти и похоронам примешивается чтото религиозное.
Задумывается ли человек, когда он становится старше, о природе и
качествах Существа, в частности об отношении мира к этому Существу, на которое
направлены все его чувства? Человеческая природа устроена так, что то, что в
учении о боге есть практического, что может стать побудительной причиной
поступков, источником постижения обязанностей и источником утешения, довольно
скоро предлагает себя непорочному человеческому сознанию – и представление об
этом дает нам обучение с юности. Все то внешнее, что имеет к этому отношение и
что производит на нас впечатление, принадлежит к разряду вещей, привитых
естественной потребности человеческого духа – часто непосредственно, но слишком
часто, увы, опирающихся на связи, созданные совершенно произвольно, не имеющие
основы ни в природе души, ни в истинах, создающихся и развивающихся из самих
понятий…
…человеческой жизни в движении. Благородное требование разума к
человечеству, правомерность которого мы так часто признаем всем сердцем, когда
оно им исполнено, и заманчивые описания, порождаемые чистой, прекрасной
фантазией невинного или умудренного (жизнью) человека, никогда не должны
овладевать нами настолько, чтобы мы надеялись найти многое из этого в
действительном мире, верили, что можно создать или увидеть в действительности,
здесь или там, это прекрасное видение; тогда недовольство тем, что мы находим,
угрюмое настроение все реже будет затуманивать наше сознание. Таким образом,
нас не Должно путать – если мы вынуждены так считать, – что чувственность есть
главный элемент всякого действия и стремления человека; как трудно распознать,
является ли определяющей основой воли чистый ум или действительная моральность!
Удовлетворение стремления к счастью, полагаемого в качестве высшей цели жизни,
по внешнему виду породит, вероятно, – лишь бы при этом уметь все как следует
рассчитать – такое же действие, как если бы наши волеизъявления определял закон
разума. Точно так же в системе морали чистая моральность должна in abstracto
отделяться от чувственности, как бы ни подчинена была здесь последняя первой, –
при рассмотрении человека вообще и его жизни мы должны преимущественно
принимать во внимание его чувственность, его зависимость от внешней и
внутренней природы – от того, что его окружает и в чем он живет, – а также от
чувственных склонностей и от слепого инстинкта; природа человека как бы только
бременеет идеями разума, подобно тому, как кушанье пропитано солью, – но, если
кушанье хорошо приготовлено, нигде не должно быть видно крупиц соли, сообщающей,
однако, вкус свой всему блюду, – или подобно тому, как свет пронизывает все,
все наполняет, оказывает свое влияние на всю природу, но не может быть
представлен в качестве субстанции и тем не менее сообщает предметам их образ,
преломляясь в каждом поразному, производя из растений целительный воздух, –
так же идеи разума оживляют всю ткань его ощущений, так благодаря влиянию идей
представит перед ним поступок в неком особенном свете; сами они редко
обнаруживают себя в своем существе, но их действие пронизывает тем не менее все,
подобно некоей тонкой материи и придает каждой склонности и каждому стремлению
особую окраску.
В самом понятии религии заключается то, что она есть не просто знание о
боге, о его качествах, нашем отношении и отношении мира к нему, а также
нетленности нашей души (это было бы с грехом пополам воспринято нами с помощью
только разума или стало бы известно другим путем), она не есть просто
историческое или рассудочное знание, в ней заинтересовано сердце, она имеет
влияние на наши чувства и на определение нашей воли, отчасти в силу того, что
благодаря ей наши обязанности и законы приобретают большую силу, будучи
представлены нам как законы бога, отчасти в силу того, что представление о
возвышенности и доброте бога по отношению к нам наполняет наше сердце
восхищением и чувствами смирения и благодарности.
Таким образом, религия поднимает моральность и ее мотивы на новую, более
величественную высоту, она создает новую, более могучую преграду против силы
чувственных побуждений. У чувственного человека религия также является
чувственной – религиозные побудительные причины к добрым поступкам должны быть
чувственными, чтобы они могли действовать на чувственность; конечно, при этом
они обычно до некоторой степени теряют в своем достоинстве как моральные
|
|