|
побудительные причины, но тем самым они приобретают столь человеческий вид,
столь плотно примыкают к нашим чувствам, что мы, увлеченные нашим сердцем и
польщенные красивой фантазией, часто легко забываем, что холодный разум
порицает такие образные представления или даже вовсе запрещает говорить о них.
Когда говорят о публичной религии, то при этом имеют в виду понятия бога
и бессмертия и то, что имеет к этому отношение, поскольку они составляют
убеждение народа, поскольку они имеют влияние на его дела и мысли. Далее, к
публичной религии относятся также средства, с помощью которых, с одной стороны,
народ обучается этим идеям, а с другой – они делаются способными проникать в
сердце. Под этим понимается не только непосредственное действие: я не ворую,
потому что бог запрещает это, – особенно должны быть приняты во внимание и
зачастую расцениваться как самые важные более отдаленные действия. Именно они
главным образом возвышают и облагораживают дух нации, пробуждая в ее душе так
часто дремлющее чувство достоинства, не позволяя народу унижаться и унижать,
чтобы он не только чувствовал себя в качестве такового (человека), но и привнес
в картину более мягкие тона человечности и добра.
Основные догматы христианской религии со времени ее возникновения
оставались, пожалуй, теми же самыми, но обстоятельства времени один догмат
отодвигали совершенно в тень, а другой преимущественно возносили, выдвигали на
свет, искажали за счет принижаемого, либо слишком расширяя его значение, либо
слишком ограничивая его.
Вся масса религиозных основоположений и вытекающих отсюда чувств, в
частности степень силы, с которой они могут влиять на способ поведения,
составляет главный пункт народной религии. На угнетенный дух, который потерял
под бременем своих цепей свою юную силу и начал стареть, религиозные идеи могут
оказать незначительное впечатление.
Юный гений народа и стареющий: первый полон собой и ликует, чувствуя свою
силу, устремляется жадно ко всему новому, интересуется наиболее живым в нем, но
тотчас быстро оставляет все это и обращается к чемулибо другому, однако это
никогда не может быть чемто, что наложит оковы на его гордую, свободную волю;
стареющий гений отличается всегда главным образом прочной приверженностью к
традиционному;
поэтому он носит свои оковы, как старик подагру, на которую он ворчит, но
которую не может отделить от себя, позволяет бить себя и трясти, как того хочет
его властитель, но довольствуется он только урезанным сознанием, не свободно,
не открыто, не со светлой и прекрасной радостью, привлекая к сопереживанию и
других; и праздники егоболтовня, как для старика самое главноеэто поговорить;
нет ни громкого возгласа, ни полнокровного наслаждения.
Объяснение различия между объективной и субъективной религией; важность этого
объяснения для всего вопроса.
Объективная религия есть fides quae creditur, рассудок и память суть силы,
которые содействуют ей, добывают, взвешивают и сохраняют знания или также
верят. К объективной религии могут также принадлежать практические знания, но
постольку они являются лишь мертвым капиталом; объективную религию можно
упорядочить в голове, она позволяет приводить себя в систему, излагать в книге
и излагать другим посредством речи; субъективная религия выражается только в
чувствах и поступках, – когда я говорю о человеке, что у него есть религия, это
означает не то, что он обладает достаточным знанием ее, а то, что его сердце
чувствует дела, чудо, близость божества, он познает, он видит бога в его
природе, в судьбах людей, он падает перед ним ниц, благодарит его и восхваляет
его в своих делах, в своих поступках, смотрит не только на то, хороши ли они и
умны, мысль о том, что поступок этот угоден богу, также является для него
мотивом поступка, часто наиболее сильным. В наслаждениях, при счастливых
событиях он всегда обращает взор свой к богу и благодарит его. Субъективная
религия является живой, она есть активность внутри существа и деятельность,
направленная вовне. Субъективная религия есть нечто индивидуальное, объективная
– абстракция; первая – живая книга природы: растения, насекомые, птицы и звери,
в том виде, как они живут среди друг друга, один за счет другого – каждый живет,
каждый наслаждается, все они перемешаны, всюду можно найти все виды вместе;
вторая – кабинет натуралиста, который умерщвляет насекомых, засушивает растения,
из зверей делает чучела или держит их в спирте и размещает в одном месте все
то, что природа разделила, устанавливает одну единую цель там, где природа
связала узами дружбы бесконечное многообразие целей.
Вся масса религиозных сведений, относящихся к объективной религии, в
качестве таковой может принадлежать целому великому народу, она могла бы быть
таковой на всей земле; она вплетена в субъективную религию, но составляет лишь
небольшую, довольно пассивную часть ее, поразному модифицируясь в каждом
человеке. Важнейшее, что принимается во внимание в субъективной религии, –
настроена ли душа и насколько настроена к тому, чтобы определять себя
религиозными побуждениями, насколько возбудима она в этом плане; и далее –
какие виды представлений оказывают преимущественное впечатление на сердце,
какие виды чувств больше всего культивируются в душе и легче всего порождаются;
один человек не имеет представления о более кроткой любви, побуждения,
рождаемые любовью к богу, не находят отзвука в его сердце, его более грубые
органы чувств потрясены бывают лишь волнением в страхе, громами и молниями,
струны его сердца не откликаются на нежные прикосновения любви; уши другого
человека глухи к голосу долга – нет пользы в том, чтобы обращать внимание их на
внутреннего судью поступков, который основался в самом сердце человека, – на
|
|