|
Это единство сознания и самосознания содержит в себе прежде всего
единичные личности как светящиеся видимостью друг в друге. Но их различие в
этом тождестве есть совершенно неопределенная разность их или, скорее, такое
различие, которое не есть различие. Их истина есть поэтому в-себе-и-для-себя
сущая всеобщность и объективность самосознания - разум.
Примечание. Разум как идея выступает здесь перед нами в определении,
согласно которому противоположность понятия в реальности вообще, единством
чего и является разум, получила здесь более определенную форму для себя
существующего понятия, сознания и - в противопоставлении сознанию - внешнее
имеющегося налицо объекта.
Прибавление. То, что в предшествующем параграфе мы называли всеобщим
самосознанием, - это в своей истине есть понятие разума, понятие, поскольку
оно не есть только логическая идея, развившаяся до самосознания. Ибо, как мы
знаем из логики, идея состоит в единстве субъективного, или понятия, и
объективности. Но в качестве именно такого единства и раскрылось перед нами
всеобщее самосознание, так как мы видели, что в своем абсолютном различии от
своего другого оно все-таки в то же время абсолютно тождественно с ним. Это
тождество субъективности и объективности и составляет как раз достигнутую
теперь самосознанием всеобщность, возвышающуюся над обеими упомянутыми
сторонами, или особенностями, и растворяющую их в себе. Достигая, однако,
этой всеобщности, самосознание перестает быть самосознанием в собственном
или узком смысле этого слова, ибо к самосознанию как таковому и относится
как раз стремление прочно держаться особенности нашей самости. Через снятие
этой особенности самосознание становится разумом. Термин разум в данном
случае имеет лишь смысл первоначально еще только абстрактного, или
формального, единства самосознания со своим объектом. Это единство
составляет основание того, что в определенном различении от истинного
следует обозначить как только правильное. Правильным мое представление
бывает при простой согласованности его с предметом даже в том случае, если
этот последний крайне мало соответствует своему понятию и тем самым не
обладает почти никакой истиной. И только если истинное содержание становится
для меня предметным, моя интелегенция получает в конкретном смысле значение
разума. В этом значении нам предстоит рассмотреть разум в конце развития
теоретического духа, где мы, исходя из более развитой, чем до сих пор,
противоположности субъективного и объективного, познаем разум как полное
содержания единство этой противоположности.
с) Разум Вї438
В-себе-и-для-себя-сущая истина, которая есть разум, представляет собой
простое тождество субъективности понятия с его объективностью и
всеобщностью. Всеобщность разума имеет поэтому в равной мере значение
объекта, только данного в сознании как таковом, и объекта самого по себе
всеобщего, проникающего собою "я" и его объемлющего, то есть значение
чистого "я", чистой формы, вызывающейся над объектом и его в самой себе
объемлющей.
Вї439
Самосознание, будучи, таким образом, выражением достоверности того, что
его определения в такой же степени предметны - представляют собой
определения сущности вещей, - в какой они являются его собственными мыслями,
- есть разум, который как таковое тождество есть не только абсолютная
субстанция, но и истина в смысле знания. Ибо своеобразно присущей ему
определенностью, его имманентной формой, является здесь само для себя как
бесконечная всеобщность. Знающая истина есть дух.
|
|