|
внешней видимости является предметом; как поверхностному светскому человеку
жизнь человека, живущего духовной жизнью, кажется печальной и бедной, так как
она не несет в себе заметной смены впечатлений и он не имеет понятия о том, что
эти внешние однообразие и скука свидетельствуют только о внутренне богатой и
самоудовлетворяющейся жизни, так человеку с точки зрения обычной жизни, когда
ему все время бросается в глаза возвращение от одного и того же, когда для него
являются объектом только внешние последствия внутренней закономерности, а не
она сама, природа кажется чем-то будничным, тривиальным, и он поэтому думает,
что только в насильственных прорывах, в театральных эффектах, в чудесных
интермеццо можно уловить признаки божественного духа. Но на самом деле чудесное
- это царящий над природой божественный дух, который один является законом в
природе; и этот закон отнюдь не мертвая буква, но живой, глубокомысленный дух,
сокровенная, созидающая, всеопределяющая душа самой природы. Для тех, кто
смотрит на закон в природе как на нечто мертвое и поэтому только в разнообразии
и беспорядочности внешнего явления видит дух и жизнь, здесь делается замечание,
что даже ненормальные и беспорядочные явления в природе (вот какой живой, какой
определяющий закон!) суть только следствия внутренней закономерности. Так,
например, "это настоящий закон природы, что в целых семействах (растений)
половина тычинок постоянно недорастает до нормального или дольки фруктов...
частично остаются пустыми". "Для согласованности и симметрии природа часто
создает совершенно бесполезные формы" (де Кандоль и К. Шпренгелъ. Основы
научной ботаники). С известных точек зрения чудо, разумеется, непреодолимо и
необходимо; даже разум, хотя только в форме неразумности, допускает чудо.
Например, Лейбниц говорит относительно чуда (Рассуждение о соответствии веры:
"Законы природы находятся в ведении законодателя". Разумеется, при таких
предпосылках чудо имеет хороший смысл, является совершенно естественным
следствием ваших представлений, но предпосылки ошибочны, совершенно ошибочны
Разумеется, также и философия верит поэтому в чудеса, но она не верит в чудеса
теологии; по крайней мере та философия, которая достойна своего имени, которая
не является презренной наложницей теологии, которая при каждой приходящей ей в
голову и высказываемой вслух мысли не просит плаксивым голосом прощения у
теологии, чтобы как-нибудь не утратить задушевного, уютного мира согласия с
ней; та философия, которая не сгибает с рабскими чувствами своей шеи под игом
столетних и тысячелетних предрассудков. Она не верит в чудеса произвола и
беззакония, в чудеса воображения, но верит в чудеса разума, природы вещей, в
тайные тихие чудеса познания, которые доступны только для сосредоточенного духа
мудреца в час самого глубокого научного восторга в уединенном храме муз, а не в
те чудеса, которые посреди базарной площади при звуках труб и литавр
предлагаются вниманию ищущей мишурной пышности черни; она верит в вечные,
постоянно возобновляющиеся, живые универсальные чудеса, а не в партикулярные,
преходящие, мертвые и поэтому бездушные и незначительные чудеса. Философия не
отдает своего сердца преходящим вещам и менее всего египетскому поклонению
мумиям прошлого.
|
|