|
Людвиг Фейербах.
История философии.
Том 2.
Содержание.
1. ГЕГЕЛЕВСКАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
2. КРИТИКА "АНТИ-ГЕГЕЛЯ"
2. ЯКОБИ И ФИЛОСОФИЯ ЕГО ВРЕМЕНИ Доктора И Куна
4. ИЗЛОЖЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И КРИТИКА ФИЛОСОФИИ ЛЕЙБНИЦА.
ГЕГЕЛЕВСКАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Заслуга критической философии состоит в том, что она с самого начала
рассматривала историю философии с философской точки ' зрения, видя в ней не
перечень всевозможных, к тому же в большинстве случаев странных, даже
смехотворных, мнений, а, наоборот, делая критерием её содержания "разумный
философский смысл" (см. Рейнголъд. О понятии истории философии в статьях
Фюллеборна по истории философии '. Различные философские системы она выводила
при этом не из антропологических или каких бы то ни было других внешних причин,
а из внутренних законов познания и, определяя их в этом отношении как данные a
priori, постигала разумно-необходимые формы духа (сравни: Громанн2. О понятии
истории философии, 1797, стр. 29-103) или видела в идее философии, по крайней
мере общую цель систем при их рассмотрении и изложении (Теннеманн 3. Но эта
точка зрения была сама по себе ещё недостаточной и ограниченной, так как некая
определенная идея философии, ограниченная узкими рамками, считалась истиной и
поэтому целью, реализацию которой философы якобы искали более или менее успешно.
Предел разума, который Кант фиксировал представлением пресловутой "вещи в
себе", был критерием рассмотрения и оценки философских систем. Вот почему
Теннеманн - главный представитель этой точки зрения - в своем понимании и
оценке систем так односторонен, однообразен и скучен. И как раз там, где речь
идет о новых системах, его критика но является оригинальной:
повторяются те же самые объяснения, основания и возражения. И хотя он местами
дает себя увлечь "божественным энтузиазмом" философии, прорывающим пределы
ограниченности, но лишь на короткие мгновения, а затем снова появляется
навязчивая идея о границах разума, который никогда не достигает в себе бытия, и
мешает ему и читателю по-настоящему желать познания.
С устранением кантовского предела разума философия освободилась от той
ограниченности, которую на нее неизбежно накладывала эта произвольная граница;
и только тогда смогла открыться поэтому универсальная, свободная перспектива в
области философии. Ибо вместо одной определенной идеи философии, относящейся
только внешне и отрицательно критически к другим системам, выступила теперь
всеохватывающая, всеобщая, абсолютная идея философии - идея бесконечного,
определяемая здесь как абсолютная идентичность идеального и реального. Только
поэтому, что эта идея, если она не характеризуется конкретней и не отличается
сама по себе, является неопределенной или по крайней мере неопределяющей, -
только поэтому при рассмотрении и изложении истории философии с данной точки
зрения отступало на задний план определенное различие систем, вообще особенного,
на изучении и понятии которого основан как раз интерес и основательность
исследования истории и её рассмотрение. Тождество реального и идеального, их
разделение, противопоставление и соединение выступали как постоянно
повторяющиеся формы, в которых выражались исторические явления.
Поэтому очередной и неотложной задачей философии было определение идеи
абсолютного тождества в ней самой для того, чтобы найти в этом определении
реальный медиум между общим идеи и особенным действительности, принцип для
познания особенного в его особенности. Гегель решил эту задачу. Понятие истории
является у него вообще понятием, идентичным основной идее его философии,
благодаря чему общность и единство сущности, которые в других философских
системах, например в философии Спинозы, являются господствующими, в его системе,
может быть, чрезмерно отходят на задний план, так как у него идея философии,
как таковая, превращается внутри себя самой в энциклопедию специфических
противоречий, она является членящимся организмом, развивающим свою сущность в
различных системах. Он довел абсолютное тождество объективного и субъективного
до его истинного, разумного определения. Он снял с него вуаль анонимности, под
которой оно скрывало свою девственную, недоступную сущность от любопытных
взглядов рассудка, дал ему название и определил именем и понятием духа,
осознающего себя самого, то есть различающего себя в себе и признающего это
различие, эту противоположность себя самого, являющуюся принципом особых вещей
и сущностей, источником всего определенного, различающегося бытия, как себя
самого, как свою собственную сущность и оправдывающего себя как абсолютное
тождество.
Поэтому Гегелю удалось рассмотреть историю философии, не теряя из поля зрения
ни единства идеи в различных системах, ни различия и особенности их. Его
исходная идея столь же мало является неопределенной, амальгамированной,
снимающей различия, как и ограниченной, исключительной и нетерпимой, так что он
должен был совершить насилие с помощью оков некоторых абстрактных понятий и
формул над особенным, чтобы приспособить его к этой идее. Она содержит в себе
самой принцип беспрепятственного, свободного развития и обособления; её
основным положением является не "я живу и даю жить", а "я живу, давая жить". Её
определения имеют такой универсальный, такой эластичный и одновременно
|
|