Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Германия :: Фейербах :: Людвиг Андреас Фейербах - Сущность христианства
 [Весь Текст]
Страница: из 115
 <<-
 
Людвиг Андреас Фейербах
Сущность христианства
      

       
       «Сущность христианства»: Мысль; Москва; 1965
      
Аннотация 
      
      «Сущность христианства» (1841) – основное произведение философаатеиста 
Людвига Фейербаха (1804 – 1872). Оно возникло в горниле напряженной борьбы 
между знанием и верой, наукой и религией – борьбы, достигшей в Германии своего 
наивысшего накала как раз на рубеже 3040х годов XIX века.
      
Людвиг Андреас Фейербах
Сущность христианства
      
Предисловие к первому изданию
(1845)
      
      В предлагаемой книге сосредоточены рассеянные в различных трудах большею 
частью только случайные, полемические и афористические мысли автора по поводу 
религии и христианства, теологии и спекулятивной философии, причем они развиты, 
обработаны, обоснованы, сохранены или видоизменены, сжаты или расширены, 
смягчены или заострены в той мере, в какой это было целесообразно и, 
следовательно, необходимо; но ни в какой мере этот труд не является 
исчерпывающим уже по одному тому, что автор, не любящий общих мест, старался, 
как и во всех своих трудах, не уклоняться от совершенно определенной темы.
      Предлагаемое сочинение заключает в себе элементы, при этом лишь элементы, 
для критики философии положительной религии или откровения, но, как и следовало 
ожидать, философии религии не в ребяческифантастическом смысле нашей 
христианской мифологии, принимающей за факт каждую нелепую историческую сказку, 
и не в педантическом смысле нашей спекулятивной теологии, которая, подобно 
схоластике, считает логическиметафизической истиной каждый символ веры.
      Спекулятивная философия религии приносит религию в жертву философии, 
христианская мифология приносит философию в жертву религии. Одна делает религию 
игрушкой умозрительного произвола, другая превращает разум в игрушку 
фантастического религиозного материализма. Одна заставляет религию говорить 
только то, что она сама желает, другая принуждает ее говорить вместо разума. 
Одна не способна выйти из себя и поэтому превращает образы религии в свои 
собственные мысли; другая не может придти в себя и делает образы вещами.
      Само собой разумеется, что философия или религия вообще, то есть 
независимо от их специфического различия, тождественны. Другими словами, если 
одно и то же существо одновременно мыслит и верит, то и образы религии выражают 
одновременно мысли и вещи. Каждая определенная религия, каждое верование есть в 
то же время известный образ мышления; ведь ни один человек не может верить в то,
 что противоречит его образу мысли и представлениям. Для человека, верующего в 
чудеса, чудо не есть нечто противоречащее разуму; оно, наоборот, кажется ему 
вполне естественным следствием божественного всемогущества, которое тоже 
является в, его глазах совершенно естественным представлением. Человек верующий 
считает воскресение мертвых таким же понятным и естественным явлением, как 
восход солнца после его заката, пробуждение весны после зимы и появление 
растений из брошенных в землю семян. Вера и религия особенно противоречат 
разуму только там, где нарушается гармония между мыслями и чувствами человека и 
его верой и где, следовательно, вера перестает быть непреложной для человека 
истиной. Во всяком случае вера, как таковая, тоже считает свои предметы 
непостижимыми, противоречащими разуму, но она делает различие между 
христианским и языческим, просвещенным и естественным разумом. Это различие 
имеет следующее значение. Предметы веры могут казаться противоречащими разуму 
только людям неверующим, но всякий, кто верит в них, тот убежден в их 
истинности и признает их самих высшим разумом.
      Но и при условии этой гармонии между христианской, или религиозной, верой 
и христианским, или религиозным, разумом всетаки всегда остается существенное 
противоречие между верой и разумом, так как и вера не может отрешиться от 
естественного разума. Естественный разум есть не что иное, как разум по 
преимуществу, как всеобщий разум, – разум, которому свойственны общие истины и 
законы. Напротив, христианская вера, или, что то же, христианский разум, есть 
средоточие особых истин, особых привилегий и изъятий, следовательно особый 
разум. Говоря короче и определеннее: разум есть правило, вера есть исключение 
из правила. Поэтому столкновение между ними неизбежно даже при условии гармонии,
 ибо специфичность веры и универсальность разума не покрывают друг друга, не 
насыщают друг друга, благодаря чему во всяком случае в известные моменты 
обнаруживается противоречие между остаткам самостоятельного, свободного разума 
и разумом, лежащим в основе религии. Таким образом, различие между верой и 
разумом становится психологическим фактом.
      Сущность веры заключается не в сходстве с всеобщим разумом, а в отличии 
от него. Корень веры есть своеобразие, поэтому ее содержание даже внешним 
образом связано с особым периодом истории, с особым местом и именем. 
Отождествлять веру с разумом – значит ослаблять веру, уничтожать это различие. 
Если, например, вера в первородный грех выражает только убеждение, что человек 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 115
 <<-