|
рождается не таким, каким он должен быть, – значит это обыкновенная
рационалистическая истина, истина, известная каждому, не исключая даже грубого
дикаря, прикрывающего свой стыд звериной шкурой: ведь прикрывая себя таким
образом, дикарь находит, что человек создан не таким, каким он должен быть.
Разумеется, и в основе первородного греха лежит эта общая мысль, но предметом
веры и религиозной истиной первородный грех становится только благодаря тем
своим особенностям, которые противоречат всеобщему разуму.
Конечно, мышление всегда и неизбежно освещает и просветляет объекты
религии, а с точки зрения религии или во всяком случае теологии разум только
затемняет и разрушает религию; поэтому цель предлагаемого сочинениядоказать,
что в глубине сверхъестественных тайн религии кроются совершенно простые,
естественные истины. При этом необходимо иметь в виду существенное различие
между философией и религией, если мы хотим вскрыть не самих себя, а сущность
религии. Существенное отличие религии от философии составляет символ, образ.
Религия драматична по существу. Сам бог есть существо драматическое, то есть
индивидуальное. Отняв у религии образ, мы отнимем у нее предмет, и у нас в
руках останется
только «мертвая голова». Образ, как образ, есть вещь.
В предлагаемом сочинении образы религии рассматриваются только как образы,
а не как мысли (во всяком случае, не с точки зрения спекулятивной философии
религии) и не как вещи, то есть теология рассматривается не как мистическая
прагматология, вразрез с христианской мифологией, и не как онтология, вразрез с
умозрительной философией религии, а как психопатология.
Автор избрал наиболее объективный метод: метод аналитической химии.
Поэтому он везде, где необходимо и возможно, ссылается на документы, помещенные
частью внизу текста, частью в отдельном приложении. Цель этих источников –
узаконить заключения, выработанные путем анализа, то есть доказать их
объективность. Поэтому если результаты его метода покажутся комулибо странными
и незаконными, то вина за это лежит не на авторе, а на предмете.
Автор недаром воспользовался свидетельствами давно минувших веков.
Христианство тоже пережило некогда свой классический период, а ведь только
истинное, великое, классическое достойно быть предметом мышления; все же, что
не является классическим, заслуживает суда комедии или сатиры. Поэтому, чтобы
представить христианство в качестве объекта, достойного мышления, автор должен
был отрешиться от трусливого, бесхарактерного, комфортабельного,
беллетристического, кокетливого, эпикурейского христианства наших дней и
перенестись в те времена, когда христова невеста была еще целомудренной, чистой
девой, когда она еще не вплетала в терновый венец своего небесного жениха розы
и мирты языческой Венеры, чтобы не упасть в обморок при виде страждущего бога,
когда она еще не имела сокровищ на земле, но зато в избытке блаженно
наслаждалась тайнами сверхъестественной любви.
Современное христианство могло бы представить только один документ:
свидетельство своей несостоятельности. Всем, чем обладает еще современное
христианство, оно обязано не себе, – оно живет подаянием минувших веков. Если
бы современное христианство было предметом, достойным философской критики, то
автору не пришлось бы тратить столько труда на изучение прошлого. То, что в
этом сочинении доказывается, так сказать, априори, а именно, что тайна теологии
есть антропология, давно уже доказано и установлено апостериори историей
теологии. «История догмата», говоря проще, история теологии вообще, есть
«критика догмата», критика теологии в целом. Теология давно сделалась
антропологией. История реализовала, сделала предметом сознания то, что было
сущностью теологии самой в себе. Здесь метод Гегеля оказался совершенно верным
и исторически обоснованным.
«Безграничная свобода и индивидуальность» современного мира отразились на
христианской религии и теологии настолько, что давно исчезло различие между
творящим святым духом божественного откровения и все перерабатывающим
человеческим духом, а сверхъестественное и сверхчеловеческое содержание
христианства давно уже приняло естественный, антропоморфический характер. И всё
же в силу нерешительности и неопределенности современной теологии в ней живет,
подобно призраку, сверхчеловеческая, сверхъестественная сущность старого
христианства. Но автор не намерен доказывать, что этот современный призрак есть
только иллюзия, самообман человека; он считает такое доказательство
неинтересным с философской точки зрения. Призраки – это тени прошлого; они
неизбежно наводят на вопрос: что представлял собой некогда призрак, когда он
был облечен в плоть и кровь?
Но автор просит благосклонного и, главным образом, неблагосклонного
читателя не забывать о том, что автор, черпающий материал из прошлого, – сын не
старого, а нового времени и пишет для современников; что, рассматривая
первоначальную сущность призрака, он не теряет из виду его современного облика;
что этот труд, носящий патологический или физиологический характер, преследует
терапевтическую, или практическую, цель.
Эта цель заключается в рекомендации духовных ванн, в наставлении
относительно употребления и пользы холодной воды естественного разума, в
попытке воскресить древнюю простую ионическую гидрологию в области
умозрительной философии, в частности в умозрительной философии религии. Древнее
ионическое учение, в особенности Фалеса, в своем первоначальном виде таково:
вода есть начало всех вещей и существ, следовательно также и богов. Ведь дух,
или бог, который, по Цицерону, присутствует в воде при возникновении всех вещей
как особое существо, есть, очевидно, позднейшее прибавление языческого теизма.
Сократовское «познай самого себя», служащее истинным эпиграфом и темой
|
|