Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Франция :: Рене ДеКарт :: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ
 [Весь Текст]
Страница: из 30
 <<-
 
                      РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ,


 В КОИХ ДОКАЗЫВАЕТСЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА И РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШОЙ
                                  И ТЕЛОМ

 


УЧЕНЕЙШИХ И СЛАВНЕЙШИХ ЧЛЕНОВ СВЯЩЕННОГО ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПАРИЖЕ
                          ПРИВЕТСТВУЕТ РЕНЕ ДЕКАРТ

Причина, побудившая меня предложить вам это сочинение, столь основательна,
и вы сами, как я уповаю, найдете ее столь достойной вашей поддержки (после
того как усмотрите мотив моего начинания), что лучшей защитой моего замысла
будет, если я вкратце объясню вам здесь мою цель.

Я всегда полагал, что существует два основных вопроса среди тех, кои
надлежит доказывать скорее доводами философии, нежели теологии: хотя нам,
людям верующим, достаточно быть уверенными в существовании Бога и в том,
что душа не погибает вместе с телом, неверующим, по-видимому, невозможно
внушить никакой религии и даже никакого нравственного достоинства без
предварительного доказательства, с помощью естественного разума, этих двух
положений; ведь поскольку в этой жизни пороки часто получают более высокую
награду, нежели добродетели, немногие предпочли бы истинное полезному, если
бы не страшились Бога и не ожидали в будущем загробного существования. И
хотя во всех отношениях правильно верить в существование Бога, ибо этому
учит нас Священное писание, и, наоборот, верить Священному писанию, ибо оно
нам послано Богом (поскольку вера - дар Божий, тот, кто одарил нас
благодатью веры во все остальное, способен также даровать нам веру в
собственное свое существование), такое доказательство тем не менее
невозможно предложить неверующим, ибо они решили бы, что это - порочный
круг.

Итак, я принял во внимание, что не только вы все, как и другие теологи,
утверждаете возможность доказательства существования Бога с помощью
естественного разума, но что и из Священного писания может быть сделан
вывод, гласящий: познание Бога гораздо легче познания многих сотворенных
вещей; оно вообще настолько легко, что отсутствие его у людей может быть
поставлено им в вину. Это ясно из следующих слов Премудрости, глава 13:
"...они неизвинительны: если они столько могли разуметь, что в состоянии
были исследовать временный мир, то почему они тотчас не обрели Господа
его?" И в 1-й главе Послания к римлянам сказано: "Неизвинителен ты, всякий
человек" '. Там же словами "Что можно знать о Боге, явно для них" нам,
видимо, дано понять, что в отношении Бога все, доступное знанию, может быть
доказано доводами, извлеченными единственно лишь из нашего ума. Поэтому я и
решил, что мне подобает исследовать, каким образом возникает такое
доказательство и каким путем Бог познается легче и достовернее, нежели
преходящие вещи.

Что же касается души, то, хотя многие считают исследование ее природы делом
нелегким, а некоторые даже осмеливаются утверждать, будто, согласно доводам
человеческого разума, она погибает вместе- с телом и противоположный взгляд
зиждется только на вере, все же - поскольку Латеранский собор, состоявшийся
при Льве Х, на восьмом своем заседании осудил такие воззрения и ясно
предписал христианским философам опровергать подобные аргументы и по мере
сил выявлять истину - я не усомнился приступить к этой теме.

Кроме того, я знаю, что многие нечестивцы не желают верить в существование
Бога и в различие души и тела лишь потому, что никто, как они утверждают,
до сих пор не сумел доказать ни того ни другого. Поэтому, хотя я ни в коей
мере им не сочувствую и, напротив, полагаю, что почти все основания,
приведенные великими людьми по этим вопросам, - поскольку они хорошо ими
поняты - имеют силу доказательства, и я едва ли могу тешить себя надеждой
добавить к ним какие-то новые, еще никем другим не придуманные, я тем не
менее считаю самым полезным свершением в философии раз и навсегда со всем
тщанием исследовать наилучшие доводы и изложить их столь точно и ясно,
чтобы на будущее они явились для всех надежными доказательствами. И
наконец, поскольку некоторые из лиц, коим известно, что я разработал некий
метод для разрешения любых трудностей в науках - собственно, не новый, ибо
нет ничего древнее истины, но часто довольно удачно применявшийся мною в
других областях, - поскольку они настойчиво просили меня испробовать его и
в этой сфере, я почел своим долгом сделать такую попытку.

В данном трактате содержится все, что я смог в этом направлении сделать.
Это не значит, что я постарался собрать в нем все многоразличные доводы,
которые могут быть приведены для решения нашей проблемы, да и не стоит
затрачивать такие усилия - разве только если бы среди этих доводов не
нашлось ни одного достаточно достоверного; я проследил лишь самые главные и
принципиальные из них таким образом, чтобы осмелиться далее предложить их
уже в качестве достовернейших и очевиднейших доказательств. Добавлю к
этому: я 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 30
 <<-