|
Сократ. Твои муки происходят оттого, что ты не пуст, милый Теэтет, а скорее
тяжел.
Теэтет. Не знаю, Сократ. Но я рассказываю о том, что испытываю.
Сократ. Забавно слушать тебя. А не слыхал ли ты, что я сын повитухи - очень
опытной и
строгой повитухи, Фенареты?
Теэтет. Это я слышал.
Сократ. А не слышал ли ты, что и я промышляю тем же ремеслом?
Теэтет. Нет, никогда.
Сократ. Знай же, что это так, но только не выдавай меня никому. Ведь я, друг
мой, это
свое искусство скрываю. А кто по неведению не разумеет этого, те рассказывают
тем не
менее, что-де я вздорнейший человек и люблю всех людей ставить в тупик.
Приходилось
тебе слышать такое? ,
Теэтет. Да.
Сократ. А сказать тебе причину?
Теэтет. Конечно.
Сократ. Поразмысли-ка, в чем состоит ремесло повитухи, и тогда скорее
постигнешь, чего
я добиваюсь. Ты ведь знаешь, что ни одна из них не принимает у других, пока
сама еще
способна беременеть и рожать, а берется за это дело лишь тогда, когда сама
рожать уже не
в силах.
Теэтет. Конечно.
Сократ. А виновницей этого называют Артемиду , поскольку она, сама не рожая,
стала
помощницей родов. с Однако нерожавшим она не позволила принимать, ибо человеку
не
под силу преуспеть в искусстве, которое ему чуждо. Поэтому повитухами она
сделала
женщин, неплодных уже по возрасту, почтив таким образом в них свое подобие.
Теэтет. Это правильно.
Сократ. А разве не правильно, что распознавать беременных тоже должны не кто
иные,
как повитухи?
Теэтет. Разумеется, правильно.
Сократ. Притом повитухи дают зелья и знают заговоры, могут возбуждать родовые
муки
или по желанию смягчать их, а ту, что с трудом рожает, заставить родить, ii или
если
найдут нужным, то выкинуть.
{8}
Теэтет. Это так.
Сократ. А ты не заметил за ними вот чего: ведь они же и сватать горазды,
поскольку
умудрены в том, какой женщине с каким мужем следует сойтись, чтобы родить
наилучших
детей.
Теэтет. Нет, я этого не знал.
Сократ. Тогда знай, что этим они гордятся больше, чем отсечением пуповины. Ибо
-
заметь: будет ли, по- твоему, это одно и то же искусство - выхаживать и
собирать плоды
земли и, с другой стороны, знать, в какую землю какой саженец посадить или
какое семя
посеять?
Теэтет. Бесспорно, одно и то же.
|
|