|
пострадает,
если же уделить ему достаточно внимания, это затянет наш разговор и заслонит
вопрос о
знании. Нам не следует допускать ни того ни другого, а постараться с помощью
повивального искусства разрешить Теэтета от бремени мыслей о знании.
Феодор. Ну, если тебе это кажется правильным, так и надлежит поступить.
Сократ. Так вот что предстоит тебе рассмотреть, Теэтет, в связи со сказанным.
Ты
отвечал, что ощущение есть знание. Не так ли?
Теэтет. Да.
Сократ. Значит, если бы кто-то спросил тебя: чем видит человек белое и черное,
чем он
слышит высокий и низкий звук? Я думаю, ты сказал бы: глазами и ушами.
Теэтет. Конечно.
Сократ. Непринужденное обращение со словами и выражениями без тщательного их
отбора, по большей части, не считается неблагородным, напротив, скорее обратное
говорит о недостатке свободного воспитания, и все же есть случаи, когда бывает
необходимо, как и сейчас, отклонить твой ответ как неправильный. Суди сам,
какой ответ
правильнее: глаза - это то, чем мы смотрим или посредством чего мы смотрим?
Также и
уши - это то, чем мы слышим или посредством чего мы слышим?
Теэтет. Мне кажется, Сократ, в обоих случаях это скорее то, посредством чего мы
ощущаем, нежели чем.
Сократ. Было бы ужасно, дитя мое, если бы у нас, как у деревянного коня, было
помногу
ощущений, а не сводились бы они все к одной какой-то идее, будь то душа или как
бы ее
там ни назвать, которой мы как раз и ощущаем ощутимое, пользуясь прочими
[органами
чувств) как орудиями.
Теэтет. Да, это мне больше нравится, чем прежнее.
{36}
Сократ. Так ради чего я для тебя это все уточняю? Если мы чем-то одним и тем же
улавливаем, с помощью глаз - белое и черное, а с помощью других чувств - что-то
другое,
то отнесешь ли ты все это, если тебя спросят, к телу? Пожалуй, лучше тебе
самому это
рассудить, давая ответы, нежели мне усердствовать за тебя. Скажи: то, с помощью
чего ты
ощущаешь теплое, жесткое, легкое, сладкое, - все это ты отнесешь к телу или к
чему-то
иному?
Теэтет. Нет, ни к чему иному не отнесу.
Сократ. А не пожелаешь ли ты согласиться, что ощутимое посредством одних
способностей невозможно ощущать посредством других, например ощутимое для слуха
-
посредством зрения, а ощутимое для зрения - посредством слуха?
Теэтет. Как же не пожелать!
Сократ. Значит, если бы ты размышлял сразу о том и о другом, ты не мог бы
ощущать то и
другое сразу то с помощью одного из этих органов, то с помощью другого?
Теэтет. Конечно, нет.
Сократ. Значит, размышляя сразу о звуке и о цвете, ты прежде всего установишь,
что их
два?
Теэтет. Конечно.
Сократ. Затем, что один отличается от другого и тождествен самому себе?
Теэтет. Как же иначе?
Сократ. И что оба они составляют два, а каждое из них - одно?
|
|