|
Феодор. Ты прав.
Сократ. Поэтому его согласие мы возьмем не у посредников, а из собственного его
рассуждения, как из ближайшего источника.
{25}
Феодор. Каким образом?
Сократ. А вот каким: он говорит, что каждый мнит, существует для того, кто это
мнит?
Феодор. Да, он это говорит.
Сократ. Так вот и мы, Протагор, толкуем о мнениях человека, более того - всех
людей, и
заявляем, что нет человека, который не считал бы в чем-то себя мудрее других, а
в чем-то -
других мудрее себя. И в величайших опасностях, когда люди бедствуют на войне,
от
болезней или в открытом море, как на богов уповают они на правителя в каждом из
этих
дел, почитая их своими спасителями, которые выделяются не чем иным, как своим
знанием. И весь наш человеческий мир полон тем, что, с одной стороны, одни ищут
учителе" и руководителей для себя и других существ, а также их дел, иные же
полагают
себя способными либо учить, либо руководить. И что мы можем сказать кроме того,
что во
всех этих случаях сами люди считают, что среди них бытуют и мудрость и
невежество?
Феодор. Ничего, кроме этого.
Сократ. И разве не считают они мудрость истинным пониманием, а невежество -
ложным
мнением?
Феодор. А то как же?
Сократ. Тогда как же нам быть, Протагор, с твоим рассуждением? Сказать, что
людские
мнения всегда истинны или что иной раз истинны, а иной раз - ложны? Ведь так
или
иначе из обоих [утверждений] следует, что отнюдь не всегда их мнения истинны,
но
встречаются как те, так и другие. А теперь посмотри, Феодор, не захочет ли
кто-нибудь из
сподвижников Протагора или ты сам настаивать на том, что ни один человек не
считает
другого невеждой, а мнения его - ложными?
Феодор. Но это было бы невероятно, Сократ.
Сократ. Однако к этому неизбежно сводится утверждение, что мера всех вещей -
человек.
Феодор. Каким образом?
Сократ. Если ты, составив себе о чем-то суждение, объявишь мне свое мнение об
этом, то
пусть даже оно будет истинным для тебя, как того требует рассуждение Протагора,
- нам-
то или другим нельзя разве судить о твоем суждении? Или мы всегда будем
почитать его
истинным? И разве не препираются с тобой всякий раз тысячи людей, имея
противоположные мнения и полагая, что ты судишь и думаешь ложно?
Феодор. Клянусь Зевсом, Сократ, им нет числа, как говорит Гомер, - людям, что
доставляют мне неприятности.
Сократ. Так что же? Ты ведь по захочешь, чтобы мы утверждали, будто в таком
случае
перед собой ты высказываешь истинное мнение, а перед тысячами других - ложное?
Феодор. Похоже, что это необходимо следует из нашего рассуждения.
Сократ. Но что же вытекает отсюда для самого Протагора? Неизбежно вот что: если
ни
сам он не думал, что мера всех вещей - человек, ни толпа - а она так и не
думает, - то тогда
никому не нужна та истина, которую он написал; если же сам он все-таки так
думал, но
|
|