Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Эпиктет :: Эпиктет - В чем наше благо?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 22
 <<-
 
потерять то, что имеют. Зависть, злоба, ревность овладевают ими, и они умирают, 
не достигнув того, чего домогались.
Не завидовать нужно таким людям, а жалеть их и бояться стать такими же.
Разбросайте на улице орехи и пряники -- сейчас же прибегут дети, станут 
подбирать их, подерутся между собою. Взрослые же не станут драться из-за этого. 
А пустые скорлупки и дети не станут подбирать.
Для меня -- деньги, должности, почести, слава -- те же скорлупки и детские 
сласти. Пусть дети подбирают их, пусть бьют их и гоняют из-за этого,-- для меня 
это все -- скорлупки. Если случайно ко мне в руки попадет какой-нибудь орех, 
почему же и не съесть его. Но нагибаться для того, чтобы его поднять, бороться 
из-за него, свалить кого-нибудь с ног или самому свалиться -- не стоит из-за 
таких пустяков.

 VI. О МЕРЕ ДОБРА И ЗЛА
Одному человеку кажется хорошим одно, а другому -- другое, как раз 
противоположное. Но ведь оба противоположных мнения не могут быть справедливы.
-- Я,-- скажешь ты,-- считаю справедливым свое мнение и несправедливым чужое 
мнение.
-- А почему же ты узнал, что твое мнение справедливо а чужое несправедливо? Для 
этого ведь недостаточно того, что ты сам себя считаешь правым. Когда нам нужно, 
например измерить какое-нибудь расстояние, то мы не полагаемся на слова того 
или другого человека, но измеряем расстояние верною мерою -- аршином, саженью.
Если для таких простых дел есть своя верная мера, то неужели же для более 
важных дел жизни такой меры нет? Если бы нашлась такая мера для избежания 
ошибок, то мы, конечно, не стали бы делать ни одного шага без того, чтобы не 
справиться с нею. Такая мера раскрыла бы глаза всем тем, кто заблуждается, 
принимая за верное то, что им только "кажется".
Мера эта существует. Для того чтобы приобресть ее, надо прежде всего понять 
хорошенько, в чем наше истинное добро, в чем истинное зло и в чем их главные 
свойства.
Когда мы это выясним себе и ясно поймем, тогда у нас уже будет в руках та мера, 
которую мы ищем.
Мне хочется, например, узнать: добро или зло какое-нибудь плотское наслаждение? 
Одни люди говорят, что оно добро, другие скажут, что оно зло. Я прикладываю 
свою меру. Мера моя говорит мне, что истинное добро безопасно, внушает уважение 
и доставляет постоянное благо. Таково ли это плотское наслаждение? Нет,-- оно и 
не безопасно для здоровья, и никому не может внушить уважения, и не доставляет 
постоянного блага. Следовательно, наслаждение это не есть добро.
Ты можешь проверить значение этого наслаждения еще и другою мерою: мы все знаем,
 что истинное добро всегда доставляет удовольствие душе нашей. Обсуди теперь, 
таково ли это плотское наслаждение?
Когда ты будешь отвечать на этот вопрос, то будь осторожен; потому что если ты 
скажешь, что плотское наслаждение может дать удовлетворение нашей душе, то ты 
этим только покажешь, что ты не умеешь пользоваться мерою добра и зла.
Настоящая мудрость есть не что иное, как умение выяснять и устанавливать 
истинную меру добра и зла; и задача всякого разумного человека состоит в том, 
чтобы прикладывать эту меру ко всем делам жизни.
Истинное добро заключается в правильных понятиях и в добрых желаниях. Истинное 
зло -- в неправильных понятиях в порочных желаниях.
Как только тебе покажется, что смерть есть зло, так сейчас же вспомни, что зло 
есть то, чего мы должны избегать. А как смерть избежать нельзя, то она и не 
может быть злом.
Никогда не нужно забывать той истины, что нет ничего ни хорошего ни дурного в 
том, что не зависит от нашей воли. Следует всегда помнить, что мы не можем 
управлять событиями, а должны прилаживаться к ним.
-- Моему брату не следовало так поступать со мною! Разве его поведение не дурно 
для меня?
-- Оно дурно, но только не для тебя, а для него самого. Как бы брат мой ни 
поступал со мною, я буду обращаться с ним так, как следует, потому что меня 
касается только мое поведение, а не его поведение, В своем поведении я хозяин, 
а в чужом -- не имею никакой власти.
Всякое отступление от воли Божьей неизбежно сопровождается наказанием. Так, 
например, если человек будет считать, что для него может быть добро в том, что 
от него не зависит, то он непременно будет завистлив, ревнив, льстив и 
постоянно беспокоен. Если человек будет считать, что в том, что от него не 
зависит, может быть для него зло, то он непременно будет грустить, плакать и 
отчаиваться. Вообще наказание неизменно следует за всяким неразумным поступком. 
И между тем как мало людей решаются бросить неразумную жизнь!

 VII. КАКАЯ ПОТЕРЯ САМАЯ ВАЖНАЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?
Когда ты бранишь человека и враждуешь с ним, то ты похож на кузнеца, который 
разучился своему ремеслу. Тогда ты забываешь, что люди -- твои братья, и ты 
делаешься их врагом, вместо того чтобы быть их другом. Этим ты сам себе вредишь,
 потому что, когда ты перестал быть добрым и общительным существом, каким тебя 
Бог создал, и вместо того стал диким зверем, который подкрадывается, раздирает 
и губит свою жертву,-- тогда ты потерял самую дорогую свою собственность. Ты 
чувствуешь потерю кошелька с деньгами; почему же ты не чувствуешь своего убытка,
 когда ты потерял свою честность, доброту и умеренность?
В чем состоит потеря того человека, который соблазняет жену ближнего своего?
В том, что он потерял свое воздержание, свою власть над собою, свою честность. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 22
 <<-