|
ты учить людей, но что Сам Бог призывает тебя к учительству, то пойди по этому
пути. Но впредь знай, что так как ты будешь указывать людям на добро и правду,
то, вероятно, будешь избит:
кто живет праведнее других и этому учит людей, того большею частью преследуют и
гонят люди. Однако при этом помни, что ты должен жалеть тех, кто тебя бьет,
потому что, как учитель истины, ты -- отец и брат всех людей.
III. О ТОМ, КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЗАБЛУЖДАЮЩИМСЯ
Вели ты так счастлив, что всегда говоришь только то, что есть на самом деле,
отвергаешь то, что ложно, сомневаешься только в том, что сомнительно, желаешь
только добра и пользы, то ты не будешь негодовать на злых и безрассудных людей.
-- Да ведь они воры и мошенники! -- говоришь ты.
-- А что такое вор и мошенник? Ведь это человек порочный и эаблудший. А такого
человека жалеть надо. Если ты можешь, то Убеди его в том, что для него самого
нехорошо так жить, как он живет, и он перестанет делать зло. А если он еще не
понимает этого, то неудивительно, что он скверно живет.
Пожалей же этих несчастных и старайся, чтобы их заблуждения не обозляли тебя.
Вспомни, как часто ты сам заблуждался и согрешал.
Пойми хорошенько и постоянно помни, что человек всегда поступает так, как ему
кажется лучше для себя. Если это на самом деле лучше для него, то он прав; если
же он ошибается то ему же хуже, потому что за всяким заблуждением непременно
следует и страдание.
Если ты будешь постоянно помнить это, то ты ни на кого не станешь ни сердиться,
ни возмущаться, никого не будешь ни попрекать, ни бранить и ни с кем не будешь
враждовать.
Когда ты видишь, что человек заблуждается,-- не гневайся на него: пойми, что
нельзя нарочно заблуждаться. Никто не может хотеть, чтобы рассудок его
затемнялся. Значит, кто заблуждается, тот искренно принимает ложь за истину.
Но бывает и так, что люди не заблуждаются, а нарочно не принимают истины даже и
тогда, когда она раскрыта перед ними до полной очевидности. Они не принимают ее
не потому, что не могут понять ее, а потому, что она обличает их злые дела,
отнимает у них оправдание своих пороков, и, значит, потому они не принимают
истины. Эти люди также заслуживают не гнева, а сострадания, ибо их совесть, так
сказать, больна. И я всегда удивляюсь, как эти люди боятся болезней и смерти,
всячески стараются избежать их, а нисколько не беспокоятся о болезнях совести и
духовной смерти своей. А духовная смерть неминуемо наступает для всякого
человека, когда он не дорожит своею совестью.
IV. О ТОМ, КАК УБЕЖДАТЬ ДРУГИХ
Если ты истинно веришь в справедливость твоего понимания жизни и желаешь добра
людям, то при случае ты будешь высказывать другим свои мнения так, чтобы по
возможности уверить твоих собеседников в справедливости твоего понимания жизни.
И в этих случаях, чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и
желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать.
А между тем как часто мы поступаем как раз наоборот. Мы хорошо умеем беседовать
с человеком, согласным или почти согласным с нами; когда же мы видим, что
собеседник наш не верит в ту истину, которую мы признаем, или даже не понимает
ее, то мы, правда, стараемся объяснить ему эту истину и уверить его в ее
справедливости; но если он продолжает не соглашаться с нами и, как нам кажется,
упрямится или извращает наши слова в другую сторону, то как легко мы теряем
наше спокойствие
и раздражаемся! Мы или начинаем сердиться и говорить нашему собеседнику
неприятности, или прекращаем разговор, думая, что с таким непонятливым или
упрямым человеком не стоит и рассуждать.
Если бы ты шел по знакомой тебе дороге и встретил бы на пути человека
заблудившегося, ты, наверное, указал бы ему дорогу? Покажи же и человеку,
живущему в заблуждении, где находится истина, но покажи так, чтобы он увидал
ее; и тогда посмотри, как охотно и радостно он пойдет к ней! Если же ты не
сумел показать ему истину, то сетуй не на него, а скорее на себя за то, что ты
так бессилен.
Когда ты хочешь показать твоему собеседнику, в разговоре, какую-нибудь истину,
то самое главное при этом -- не раздражаться и не сказать ни одного недоброго
или обидного слова.
V. О ПОГОНЕ ЗА МИРСКИМИ БЛАГАМИ
Когда ты видишь, что человек достиг важной должности или приобрел большое
богатство, то помни, что взамен того ты обладаешь умением обойтись без всего
этого и что доля твоя гораздо счастливее, чем его доля.
Пусть люди владеют богатством, властью, красивыми женщинами, но в твоей душе
есть сила не желать ни богатства, ни власти, ни красивых женщин, и этим ты
могущественнее, чем те жалкие люди. И сколько бы дали они за это умение
презирать богатство, почести и женские ласки!
Бывает жажда здоровая и жажда болезненная. У здорового человека жажда утоляется,
лишь только он напьется. У больного же -- жажда от питья прекращается на малое
время, а потом опять желудок его страдает, его тошнит, он весь в жару, и снова
мучает его неутолимая жажда.
Так бывает и с теми, которые гоняются за богатством, почестями и похотливыми
удовольствиями: они грабят слабых, мучают невинных, занимаются постыдным
сладострастием. Но этим они никогда не удовлетворяются: им нужно все больше
богатства и власти, они ищут все новых наслаждений и вместе с тем боятся
|
|