Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Эпиктет :: Эпиктет - В чем наше благо?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 22
 <<-
 
-- Это что-то непонятно!
-- Да ведь когда петухи дерутся, то считают победителем того петуха, который 
взял верх над другими, хотя бы он сам был весь изранен. А из двух людей - кто 
победитель; тот ли, который мучит и убивает другого, или тот, кто терпеливо и 
не сердясь переносит свои мучения и смерть? Кто из них взял верх? Почему ты 
правильно судишь о петухе-победителе, а о человеке-победителе не умеешь 
рассудить? Разве человек добрый и честный не выше человека злого и бесчестного? 
Настоящее зло для человека бывает тогда, когда он делается волком, змеей, 
трутнем. Такое положение для человека самое постыдное и жалкое.
Напомним же себе еще раз, в чем мы с тобой согласны.
Человек свободным будет тот, для которого нет никаких препятствий, который 
всегда найдет под рукой все, что ему нужно. Рабом будет тот человек, которому 
можно помешать в его делах, которого можно принудить сделать что-нибудь 
противное его воле.
Нельзя мешать только такому человеку, который не желает ничего, ему не 
принадлежащего, не находящегося в его власти. Не надо пристращаться ни к чему 
такому, что не в нашей власти, иначе мы подвергнем себя большим страданиям.
Когда ты сможешь сказать по правде и от всего сердца:
Господи, Боже мой! веди меня туда, куда Ты хочешь,-- тогда только ты избавишься 
от рабства и сделаешься истинно свободным.
Меня часто спрашивают:
-- А сам-то ты, Эпиктет, считаешь ли себя свободным?
-- Видит Бог, что я хочу быть свободным и всеми силами стараюсь быть таким. Но, 
конечно, я не достиг еще полной свободы. Я слишком еще дорожу своей плотью. Мне 
слишком еще хочется, чтобы тело мое было невредимо, несмотря на то что оно уже 
давно повреждено (Здесь Эпиктет, бывший рабом, намекает на свою искалеченную 
хозяином. Примечание Переводчика) . Но если вам нужны примеры людей, на самом 
деле свободных, то знайте, что такие люди бывают, и значит, свобода возможна 
для человека.
Вспомните, например, Диогена. Он был свободен не потому, что родился от 
свободных родителей (они были несвободны), а потому, что освободил себя от 
привязанности ко всему что ведет человека к рабству. Не за что было прицепиться 
к нему, чтобы сделать его рабом. От всего он мог отказаться, потому что был как 
бы привязан ко всему лишь самою тонкою нитью. Он говорил: "Я свободен, потому 
что мне ничего не надо. Тело свое я считаю не своим. Для меня закон Бога -- все,
 а остальное для меня ничего не значит".
И Сократ также был свободным человеком. Он не боялся смерти и слушался 
внутреннего голоса своей совести даже и тогда, когда его за это преследовали и 
грозили ему смертью. Когда друзья предлагали ему убежать из тюрьмы, то он не 
захотел обманом спасти свою жизнь и сумел, когда нужно было, своей собственною 
смертью доказать людям все то хорошее, чему он при жизни их учил.
Вспоминай почаще таких людей. Их слова и пример их жизни помогут тебе самому 
достигать свободы. Но помни, что если ты на самом деле хочешь сделаться истинно 
свободным, то ты должен всегда быть готовым отдать Богу то, что ты от Него 
получил. Ты должен быть готов не только к смерти, но и к самым мучительным 
страданиям и пыткам. Как часто бывало, что целые города и народы отдавали свою 
жизнь не за истинную, а за ложную, мирскую свободу; сколько людей убивали себя, 
желая освободить себя от тягостной им жизни. Если даже ложное благо достигается 
такими жертвами, то что же удивительного в том, что истинная свобода достается 
не без хлопот и телесных страданий. А если ты не хочешь заплатить такую цену за 
твою свободу, то ты на всю жизнь останешься рабом между рабами, хотя бы у тебя 
и были всевозможные мирские почести.
Все то, чем люди так восхищаются, все, ради приобретения чего они так волнуются 
и хлопочут, все это не приносит им ни малейшего счастия. Покуда люди хлопочут, 
они думают, что благо их в том, чего они домогаются. Но лишь только они 
получают желаемое, они опять начинают волноваться, сокрушаться и завидовать 
тому, чего у них еще нет. И это очень понятно, потому что не удовлетворением 
своих праздных желаний достигается свобода; но, наоборот, избавлением себя от 
таких желаний.
Если хочешь увериться в том, что это правда, то приложи к освобождению себя от 
своих пустых желаний хоть наполовину столько же труда, сколько ты до сих пор 
тратил на их исполнение, и ты сам скоро увидишь, что таким способом получишь 
гораздо больше покоя и счастия.
Покинь общество людей богатых и влиятельных; перестань угождать людям знатным и 
сильным и воображать, что от них ты можешь получить что-либо нужное тебе. Ищи, 
наоборот, у людей праведных и разумных то, что можешь ты от них получить, и, 
уверяю тебя, не с пустыми руками уйдешь ты от них, если только придешь к ним с 
чистым сердцем и добрыми мыслями. Если ты не веришь мне на слово, то хоть на 
время попробуй сблизиться с такими людьми, постарайся сделать хоть несколько 
шагов на пути к истинной свободе. А тогда уже сам решай, куда тебя больше тянет 
-- к благу и свободе или к злу и рабству. В таком опыте ведь нет ничего 
постыдного. Испытай же себя!..



КНИЖКА ЧЕТВЕРТАЯ.

 I. ДЛЯ ЧЕГО НАДО ЧИТАТЬ КНИГИ?
Мешает нам жить спокойно не только наше пристрастие к богатству и власти, но и 
всякое другое пристрастие, например пристрастие к досугу, к путешествиям, к 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 22
 <<-