|
никогда не нападет на меня, а всегда будет мне защитой? За кем же мне идти
следом?
И разумный человек ответит, что безопаснее всего идти за Богом.
-- А что значит идти следом за Богом?
-- Это значит: желать того, что Он хочет, и не желать того, чего Он не хочет.
-- А как достигнуть этого?
-- Вникая в промысел Божий и изучая его законы, начертанные в твоей душе.
Что дал мне Бог такого, что в моем полном распоряжении я над чем я полный
хозяин? И что, наоборот, сохранил Он в своем распоряжении?
Он дал мне разум и волю, которые зависят только от меня одного. Для них нет ни
помехи, ни принуждений. Ну а тело мое? Оно не подвластно мне. Оно есть часть
окружающей меня плотской жизни и, как все остальное плотское, подчинено общим
мировым законам. Так зачем же бороться с Богом из-за этих законов? Зачем желать
того, что не повинуется моему желанию, а повинуется одному Богу? Зачем
стараться удержать за собою навсегда то, что мне достается временно. Тем, что
мне дано, я должен быть доволен в том виде и в том размере, в каких оно мне
дано.
-- А когда Бог отнимает от меня то, что я получил?
-- Ну что же? К чему противиться этому? Безумно было бы с моей стороны бороться
с тем, кто сильнее меня. И, кроме того, своим недовольством и противлением я
нарушаю свой долг. Когда я родился, у меня ничего не было,-- я все получил от
отца своего, а он -- от других людей, а они -- от Бога. Бог же создал и солнце,
и землю, и плоды на ней и поместил на этой земле людей для совместной, мирной и
любовной жизни.
Опомнись! Ты получил от Бога все, и ты обвиняешь Его, когда Он что-нибудь у
тебя отнимает! Да кто ты такой? Зачем живешь ты на земле? Не Бог ли привел тебя
сюда? Не Он ли наделил тебя и разумом, и телом? Не Он ли окружил тебя всеми
благами, которыми ты пользуешься?
А в каком виде создал тебя Бог? Ты создан существом смертным, ты должен жить в
теле столько времени, сколько тебе значено. Ты, живя, видишь и чувствуешь, как
Бог управляет миром. Ты как будто пришел на празднество, устроенное Богом.
Неужели же ты, наевшись и наглядевшись, сколько тебе было дозволено, на
праздник и на всех гостей,-- неужели ты, когда хозяин станет уводить тебя,
будешь ругать его за то, что он дозволил тебе побывать на празднике? Напротив,
ты будешь ему только благодарен.
-- А я бы хотел еще побыть на празднике!
-- В этом и беда твоя! Идет, положим, какое-нибудь неперестающее празднество;
люди смотрят и слушают. Празднество им нравится, и они не хотят уходить, не
хотят уступать своего места другим гостям, а все не умещается. Если ты человек
благодарный, то ты должен в свое время безропотно удалиться: ведь и другим
гостям хочется побывать на твоем месте. Чего тебе еще нужно? Почему тебе так
сильно хочется, чтобы на земле было тесно?
-- Мне все-таки жалко, что моя жена и дети помрут!
-- Разве они твои, а не Того, Кто их создал? Неужели ты не хочешь уступить
твоему Хозяину того, что принадлежит не тебе, а Ему?
-- А зачем Он дал мне жизнь на таких условиях?
-- Какой ты неблагодарный! Перестань жаловаться и обвинять Бога и судьбу.
Вспомни, сколько ты получил средств для защиты себя от несчастий; ты получил и
доброе сердце, и светлый разум, и силу быть свободным.
-- Зачем же Бог окружил меня еще столькими заманчивыми вещами?
-- Затем, чтобы ты ими пользовался.
-- Да ведь надолго ли?
-- На сколько угодно Тому, Кто дал их тебе.
-- Но они мне необходимы.
-- Не считай их необходимыми. Не пристращайся к ним, и они перестанут быть
необходимыми для тебя.
Вот так-то ты должен смотреть на все плотское. Начни с самых пустячных вещей,
например с твоей глиняной посуды; потом перейди к твоей одежде, собаке, лошади,
к твоему полю; потом к самому себе, к телу своему. Освобождай себя от
чрезмерной привязанности ко всему тому, что не принадлежит тебе, для того чтобы
не пришлось тебе страдать, когда у тебя этого не будет.
Упражняйся в этом ежедневно; но не думай, что ты от этого стал мудрецом; это
была бы похвальба. А ты говори только, что занят собственным освобождением, ибо
в этом самом и лежит путь к истинной свободе.
-- Ну а вот этот человек может заковать меня в цепи, может содрать с меня кожу!
-- Ему же хуже,-- он получит за это наказание, потому что нельзя сделать ни
одной несправедливости безнаказанно.
-- Ну что ты говоришь? Когда, например, хозяин заковывает и бьет своего раба,
ему не полагается никакого наказания.
-- Это только так тебе кажется. А на самом деле наказание в том и заключается,
что он, человек, другого такого же человека, как и он, брата своего, заковал в
цепи. Ты сейчас сам признаешь это. Всякому дереву плохо, если его заставят
расти не так, как ему назначено. То же самое и со всяким
животным. А как назначено жить человеку? Кто скажет, что человеку назначено
кусаться, брыкаться, бросаться на других, сажать людей в тюрьмы и рубить им
головы? Ведь не дикий же зверь человек! Всякий скажет, напротив, что человеку
подобает желать людям всего лучшего, делать им добро, помогать им. Значит,
человек, делающий неправду и зло, не исполняет того, что ему назначено, и
потому самому ему плохо. Когда Сократа осудили на смерть, зло было не для
Сократа, а для его судей и убийц.
|
|