|
Эпиктет.
Афоризмы.
Перевод с греческого В.Г. Алексеева
Изд. СПб., 1891, Издание А.С. Суворина.
Жизнь полна случайностей, похожа на разлившуюся от дождей реку — бурна, полна
тины, непереходима, бешена, шумна и скоропреходяща.
Сердце, следующее законам нравственности,— неиссякаемый родник с чистою,
прозрачною, вкусною, здоровою, для всего годною, прекрасною, полезною, не
содержащею в себе ничего вредного водою.
Если хочешь быть добрым, прежде всего считай себя злым.
Лучше стараться о том, чтобы реже приходилось сознаваться в своих ошибках и
чаще быть умным, нежели сознаваться в своих ошибках лишь изредка и чаще
ошибаться.
Владей своими страстями — или они овладеют тобою. Не так стыдись людского
мнения о себе, как бойся истины.
Если хочешь, чтобы говорили хорошо про тебя, не говори худо о других. Когда ты
приучишь себя отзываться хорошо о посторонних, старайся вести себя
безукоризненно,— тогда о тебе составят лестное для тебя мнение.
Свобода — благо, неволя — зло. Но выбор любой из них зависит от нас. То, где
свободной воле нет места, не подходит ни под одно из названных понятий. Но дух
господствует над плотью и над всем, что принадлежит телу и не имеет свободной
воли. Человек со свободной волей не может быть назван рабом.
Судьба — мрачная тюрьма для тела и зло для души. Кто свободен телом и
несвободен душою, тот раб, и, в свою очередь, кто связан телесно, но свободен
духовно — свободен.
От уз телесных природа освобождает смертью, как от бедности — богатством, но от
уз духовных одною добродетелью — знанием, учением и трудом.
Если хочешь жить спокойно и весело, старайся вести знакомство только с хорошими
людьми. Хорошими же будут они для тебя тогда, когда ты займешься
перевоспитанием тех из них, кто станет охотно слушать тебя, и разойдешься с
чуждающимся тебя,— вместе с теми, кто отойдет от тебя, отойдут и пороки, и
рабство, как с теми, кто останется, останутся нравственные достоинства и
свобода.
Стыдно тому, кто делает сладкий напиток из дара пчел — меда и в то же время
своею порочною жизнью делает горьким дар Божий — разум.
Нет никого, кто, любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей: их любит
лишь тот, кто любит добродетель.
Ты не хотел бы ехать на большом, красивом, украшенном позолотой корабле — и
утонуть на нем. Так не желай же жить в большом, роскошном доме, где бы ты был
подавлен горем.
Если нас пригласят к обеду, мы едим то, чем нас потчуют, Когда кто-либо
попросит у хозяина подать ему рыбного или пирожное — его назовут невежей. В
жизни между тем мы требуем от богов, чего они не могут нам дать, требуем притом,
получивши от них очень многое.
Смешны люди, гордящиеся тем, что не в нашей власти. Один говорит: "Я лучше
тебя: у меня много земли, а ты мрешь с голоду".— "Я бывший консул",— говорит
другой. "Я прокуратор",— слышишь от третьего. "У меня курчавые волосы",—
говорит четвертый. Лошадь между тем не скажет лошади: "Я лучше тебя, потому что
у меня много корму, вдоволь овса; узда у меня с золотой насечкой, попона —
цветная", а только: "Я лучше тебя, потому что быстрее". Вообще, всякое животное
лучше или хуже исключительно по своим достоинствам или недостаткам. Неужели же
только люди не ценят нравственных качеств? — Неужели мы должны обращать
внимание лишь на волосы, платье и происхождение?..
Больные недовольны врачом, когда он ничего не прописывает им, и думают, что он
считает их положение безнадежным. Отчего же мы не поступаем так по отношению к
философу — не думаем. что он отчаялся в нашем исправлении, если не дает нам
никаким советов?
Кто крепок телом, может терпеть и жару и холод. Так тот, кто здоров душевно, в
состоянии перенести и гнев, и горе, и радость и остальные чувства.
Спроси себя, чего ты хочешь — богатства или счастья? Если богатства — знай, что
оно ни благо, ни в твоих руках; если счастья — будь уверен, что оно и благо, и
находится в твоей власти: первым судьба ссужает нас только на время, тогда как
быть счастливым зависит от нас самих.
Если ты увидишь ехидну, ядовитую змею или скорпиона в ящике с украшениями из
слоновой кости или золота, ты все равно не полюбишь и не захочешь иметь их,
хотя они и посажены в дорогое помещение, напротив, станешь глядеть на них со
страхом и отвращением, как на ядовитых животных. Так, когда ты встретишь людей
богатых, щедро наделенных всем судьбою, но порочных, не изумляйся их блестящей
внешности, а презирай их за их пороки.
Богатство нельзя назвать добром, роскошь — прямое зло, как бережливость —
хорошее качество. Бережливость ведет к умеренности и к приобретению истинных
благ, богатство — к роскоши и невоздержности. Трудно поэтому богачу быть
умеренным, как человеку воздержному — разбогатеть.
Если твоя мать забеременела или родила тебя на корабле, ты не стал бы стараться
ради этого сделаться его кормчим. Так и на земле тебе не следует желать себе
богатства. В первом случае у тебя нет ничего общего с кораблем, в последнем — с
богатством. Общее у тебя в обоих случаях с разумом. Если же разум дала тебе
природа, если у тебя есть родство с ним,— считай его своим, заботься о нем.
Когда бы ты родился в Персии, ты не захотел бы жить в Греции, нет, ты желал бы
|
|