|
то еще вопрос, все ли законы и при всяком ли государственном строе.
[Следует ли допустить, чтобы изменение закона? позволено было] первому
встречному или [тем или иным] определенным [лицам]? Это ведь далеко не одно и
то же. Мы оставим рассмотрение этого вопроса, отложив его до другого времени.
Разбор государственного устройства лакедемонян
----------------------------------------------
VI 1. При обсуждении лакедемонского и критского государственного устройства,
равно как и почти всех остальных государственных устройств, подлежат
рассмотрению две стороны: во-первых, соответствуют или не соответствуют их
законоположения наилучшему государственному строю; во-вторых, заключается ли в
этих законоположениях что-либо противоречащее духу и основному характеру самого
их строя. 2. Общепризнано, что в том государстве, которое желает иметь
прекрасный строй, граждане должны быть свободны от забот о предметах первой
необходимости. Но нелегко уяснить, каким образом это осуществить. Ведь
фессалийскиё пенесты нередко поднимали восстание против фессалийцев, точно так
же как и илоты против спартиатов (они словно подстерегают, когда у них случится
несчастье). 3. Зато у критян никогда ничего подобного не случалось. Может быть,
это объясняется тем, что на Крите лежащие по соседству города, хотя и воевали
между собой, никогда не вступали в союз с восставшими, так как это могло
причинить вред им самим, имеющим своих периеков. Напротив, для спартиатов все
соседи были врагами: и аргосцы, и мессенцы, и аркадяне.
5 Первоначальные восстания пенестов против фессалийцев происходили также
вследствие того, что последние вели еще пограничные войны со своими соседями -
ахейцами, перребами и магнетами. 4. Но помимо всего-прочего самый надзор за
подчиненными представляет, по-видимому, трудную задачу: как следует с ними
обходиться? Если распустить их, они начинают проявлять наглость и требовать для
себя равноправия со своими господами; если же держать 'их в угнетении, они
начинают злоумышлять против господ и ненавидеть их. Таким образом, ясно, что те,
у кого так обстоит дело с илотами, не придумали наилучшего способа обхождения
с ними. 5. Слишком вольготное положение женщин оказывается вредоносным с точки
зрения той главной цели, какую преследует [лакедемонский] государственный строй,
и не служит благополучию (eydainionian) государства вообще. Ведь как мужчина и
женщина являются частями семьи, так и государство необходимо следует считать
разделенным на две части - на мужское и женское население. При том
государственном строе, где плохо обстоит дело с положением женщин, половина
государства неизбежно оказывается беззаконной. Это и случилось в Лакедемоне:
законодатель, желая, чтобы все государство в его целом стало закаленным, вполне
достиг своей цели по отношению к мужскому населению, но пренебрег сделать это
по отношению к женскому населению: женщины в Лакедемоне в полном смысле слова
ведут своевольный образ жизни и предаются роскоши. 6. При таком государственном
строе богатство должно иметь большое значение, в особенности если мужчинами
управляют женщины, что и наблюдается большей частью среди живущих по-военному
воинственных племен, исключая кельтов и, может быть, некоторых других, у
которых явным преимуществом пользуется сожительство с мужчинами. Кажется,
небезосновательно поступил первый мифолог, сочетав Ареса с Афродитой: все
упомянутые выше племена испытывают, по-видимому, большое влечение к любовному
общению либо с мужчинами, либо с женщинами. 7. У лакедемонян было то же самоё,
и во время их гегемонии многое находилось у них в ведении женщины. И
действительно, в чем разница: правят ли женщины, или должностные лица
управляются женщинами? Результат получается один и тот же. Дерзость в
повседневной жизни ни в чем пользы не приносит, она нужна разве только на войне,
но лакедемонские женщины и здесь принесли очень много вреда; это ясно
проявилось при вторжении фиванцев: пользы тут, как в других государствах,
женщины не , принесли никакой, а произвели большее смятение, чем враги. 8.
Первоначально свободный образ жизни лакедемонских женщин, по-видимому, имел
основание, так как мужчины пребывали тогда долгое время вне родины в военных
походах, ведя войны с аргосцами, затем с адкадянами и мессенцами. Когда
наступили спокойные, времена, мужчины, с точки зрения законодателя, оказались
прошедшими хорошую подготовку благодаря той воинской жизни, какую им пришлось
вести (эта жизнь имеет много добродетельных сторон). Когда же Ликург, по
преданию, попробовал распространить свои законы и на женщин, они стали
сопротивляться, так что ему пришлось отступить. 9. Таковы причины происшедшего,
а стало быть, и указанного выше недостатка. Впрочем, мы исследуем не то, кто
прав, кто виноват, но что правильно и что неправильно. Ненормальное положение
женщин не только вносит нечто неподобающее в самый государственный строй, как
сказано раньше, во до некоторой степени содействует и развитию корыстолюбия. 10.
После такого утверждения Некоторые станут, пожалуй, с упреком указывать и на
неравномерность распределения собственности: оказалось, что одна часть граждан
владеет собственностью очень больших размеров, другая - совсем Ничтожной.
Поэтому дело дошло до того, что земельная собственность находится в руках
немногих. Законоположения на этот счет также страдают недостатком: законодатель
поступил правильно, заклеймив как нечто некрасивое покупку и продажу имеющейся
собственности, но он предоставил право желающим дарить эту собственность и
завещать ее в наследство, а ведь последствия в этом случае получились неизбежно
такие же, как и при продаже. 11. Женщины владеют почти двумя пятыми всей земли,
так как есть значительное число дочерей-наследниц, да и за дочерьми дают
большое приданое. Было бы лучше установить, чтобы за дочерьми не давалось
никакого приданого либо давалось приданое незначительное или умеренное...
Теперь отец волен выдать
|
|