|
О том, что такое государство
----------------------------
I 1. Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой своего рода
общение, всякое же Общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая
деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения
стремятся к тому или иному благу, причем больше других, и к высшему из всех
благ стремится ю общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает
собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением
политическим.
2. Неправильно говорят те, которые полагают, будто понятия "государственный
муж", "царь", "домохозяин", "господин" суть понятия тождественные. Ведь они
считают, что эти понятия различаются в количественном, а не в качественном
отношении; скажем, господин - тот, кому подвластно небольшое число людей;
домохозяин - тот, кому подвластно большее число людей; а кому подвластно еще
большее число - это государственный муж или царь; будто нет никакого различия
между большой семьей и небольшим государством и будто отличие государственного
мужа от царя состоит в том, что царь правит в силу лично ему присущей власти, а
государственный муж отчасти властвует, отчасти подчиняется на основах
соответствующей науки - политики. Это, однако, далеко от истины. 3. Излагаемое
станет ясным при рассмотрении с помощью усвоенного нами ранее метода: как в
других случаях, расчленяя сложное на его простые элементы (мельчайшие части
целого) и рассматривая, из чего состоит государство, мы и относительно
перечисленных понятии лучше увидим, чем они отличаются одно от другого и
возможно ли каждому из них дать научное объяснении.
И здесь, как и повсюду, наилучший способ тсоретического построения состоял бы в
рассмотрении первичного образования предметов. 4. Так, необходимость побуждает
прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга,-
женщину и мужчину в целях продолжении потомства; и сочетание это
обусловливается не сознательным решением, но зависит от естественного
стремлении, свойственного и остальным живым существам и растениям, - оставить
поело себя другое подобное себе существо.
[Точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться попарно
существу], в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы
подвластному. Первое благодаря своим умственным свойствам способно к
предвидению, и потому оно уже по природе своей существо властвующее и
господствующее; второе, так как оно способно лишь своими физическими силами
исполнять полученные указания, является существом подвластным и рабствующим.
Поэтому и господину и рабу полезно одно и то же. 5. Но женщина и раб но природе
своей дна различных существа: ведь творчество природы ни в чем не уподобляется
жалкой работе кузнецов, изготовляющих "дельфийский нож"; напротив, в природе
каждый предмет имеет свое назначение. Так, всякий инструмент будет наилучшим
образом удовлетворять своему назначению, если он предназначен для исполнения
одной работы, а не многих. У варваров женщина и раб; занимают одно и то же
положение, и объясняется это тем, что у них отсутствует элемент,
предназначенный во природе своей к властвованию. У них бывает только одна форма
общения - общение paбa и рабыни. Поэтому и говорит поэт: "Прилично властвовать
над варварами грекам"; варвар и раб по природе своей понятия тожественные. 6.
Итак, из указанных двух форм общения получается первый вид общения - семья.
Правильно звучит стих Господа: "Дом прежде всего и супруга, и бык-землепашец"
(у бедняков бык служит вместо раба). Соответственно общение, естественным путем
возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья; про членов
такой семьи Харонд говорят, что они едят из одного ларя, а Эпименид Критянин
называет их питающимися из одних яслей.
7. Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не
кратковременных только потребностей, - селение. Вполне естественно, что селение
можно рассматривать как колонию семьи; некоторые и называют членов одного и
того же селения "молочными братьями", "сыновьями", "внуками". Греческие
государства потому вначале и управлялись царями (а в настоящее время то же мы
видим у негреческих племен), что они образовались из элементов, признававших
над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями
царя. И в колониях семей - селениях поддерживали в силу родственных отношении
между их членами тот же порядок. Об этом именно и упоминает Гомер, говоря:
"Правит каждый женами и детьми", ведь они жили отдельными селениями, как,
впрочем, и вообще жили люди в древние времена. И о богах говорят, что они
состоят ид властью царя, потому что люди - отчасти еще и теперь, а отчасти и в
древнейшие времена - управлялись царями и, так же как люди уподобляют внешний
вид богов своему виду, так точно они распространили, это представление и на
образ жизни богов.
8. Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное
государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и
возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни.
Отсюда следует, что всякое государство - продукт естественного возникновения,
как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же
сказывается природа. Ведь мы называем природой каждого объекта - возьмем,
например, природу человека, коня, семьи - то его состояние, какое получается
при завершении его развития. Сверх того, в осуществлении конечной цели и
состоит высшее завершение, а самодовлеющее существование оказывается и
завершением, и наивысшим существованием.
9. Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что
существует по природе, н что человек по природе своей есть существо
политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных
обсто
|
|