|
тельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле
существо, либо в сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря "без роду, без
племени, вне законов, без очага"; такой человек по своей природе только и
жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске.
10. Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и
всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно нашему
утверждению, ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех
живых существ одарен речью. Голос выражает печаль и радость, поэтому он
свойствен и остальным живым существам (поскольку их природные свойства развиты
до такой степени, чтобы ощущать радость и печаль и передавать эти ощущения друг
другу). Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и
то, что справедливо и что несправедливо. 11. Это свойство людей отличает их от
остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятии,
как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п. А совокупность всего
этого и создает основу семьи и государства. Первичным по природе является
государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое
предшествовало части. Уничтожь живое существо в его целом, и у него не будет ни
ног, ни рук, сохранится только наименование их, подобно тому как мы говорим
"каменная рука"; ведь и рука, отделенная от тела, будет именно такой каменной
рукой. Всякий предмет определяется совершаемым им действием и возможностью
совершить это действие; раз эти свойства у предмета утрачены, нельзя уже
говорить о нем как таковом: останется только его обозначение. 12. Итак,
очевидно, государство существует по природе и по природе предшествует каждому
человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не
является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как
отношение любой части к своему целому. А тот, кто не способен вступить в
общение пли, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в
чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо
божеством.
Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый,
кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо, Человек,
нашедший свое завершение,- совершеннейшее из живых существ, и, наоборот,
человек, живущий вне закона и права,- наихудший из всех, ибо несправедливость,
владеющая оружием, тяжелее всего; природа же дала человеку в руки оружие -
умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную
сторону. Поэтому человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым
нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых позывах. Понятие
справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее
мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения.
О домохозяйстве и рабстве
-------------------------
II 1. Уяснив, из каких элементов состоит государство, мы должны прежде всего
сказать об организации семьи, ведь каждое государство слагается из отдельных
семей. Семья в свою очередь состоит из элементов, совокупность которых и
составляет ее организацию. В совершенной семье два элемента: рабы и свободные.
Так как исследование каждого объекта должно начинать прежде всего с
рассмотрения мельчайших частей, его составляющих, а первоначальными и
мельчайшими частями семьи являются господин и раб, муж и жена, отец и дети, то
и следует рассмотреть каждый из этих: трех элементов: что каждый из них
представляет собой и каковым он должен быть.
2. [Отношения, существующие между тремя указанными парными элементами, можно
охарактеризовать] так: господское, брачное (сожительство мужа и жены не имеет
особого термина для своего обозначения) и третье - отцовское (и это отношение
не обозначается особым термином). Пусть их будет три, именно названные нами
(существует еще один элемент семьи, который, по мнению одних, и есть ее
организация, а по мнению других, составляет главнейшую часть ее; я имею в виду
так называемое искусство накопления; в чем оно состоит - мы разберем дальше).
Остановимся прежде всего на господине и рабе и посмотрим на их взаимоотношения
с точки зрения практической пользы. Можем ли мы для уяснения этого отношения
стать на более правильную сравнительно с имеющимися теориями точку зрения? 3.
Дело в том, что, по мнению одних, власть господина над рабом есть своего рода
наука, причем и эта власть и организация семьи, и государство, и царская власть
- одно и то же, как мы уже упомянули вначале. Наоборот, по мнению других, самая
власть господина над рабом противоестественна; лишь по закону один - раб,
другой - свободный, по природе же никакого различия нет. Поэтому и власть
господина над рабом, как основанная на насилии, несправедлива.
4. Собственность есть часть дома, и приобретение есть часть семейной
организации: без предметов первой необходимости нельзя не только хорошо жить,
но и вообще жить. Во всех ремеслах с определенно поставленной целью нужны
бывают соответствующие орудия, если работа должна быть доведена, до конца, и из
этих орудий одни являются неодушевленными, - другие - одушевленными (например,
для кормчего руль - неодушевленное орудие, рулевой - одушевленное), потому что
в искусствах ремесленник- играет роль орудия. Так точно и для домохозяина
собственность оказывается своего рода орудием для существования. И приобретение
собственности требует массу орудий, причем раб - некая одушевленная
собственность, как и вообще в искусствах всякий ремесленник как орудие стоит
впереди других инструментов. 5. Если бы каждое орудие могло выполнять
свойственную ему работу само, по данному ему приказанию или даже его
предвосхищая, и уподоблялось бы статуям Дедала или треножникам Гефеста, о
которых поэт г
|
|