|
но, что
он должен обладать добродетелью в слабой степени, именно в такой, чтобы его
своеволие и вялость не наносили ущерба исполняемым работам. 10. .Может, пожалуй,
возникнуть вопрос: применимо ли наше положение к ремесленникам, должны ли и
они обладать добродетелью, так как их своеволие зачастую наносит ущерб их
работе? Или в данном случае мы имеем дело с совершенно отличным явлением? Раб
ведь живет в постоянном общении со своим господином; ремесленник стоит гораздо
дальше, а потому не должен ли ремесленник превосходить своей добродетелью раба
настолько, насколько ремесленный труд стоит выше труда рабского? Ремесленник,
занимающийся низким ремеслом, находится в состоянии некоего ограниченного
рабства; раб является таковым уже по природе, но ни сапожник, ни какой-либо
другой ремесленник не бывают таковыми по природе. 11. Ясно, что господин должен
давать рабу импульс необходимой для него добродетели, но что в обязанность
господина вовсе не входит обучать раба этой 5 добродетели. Неправильно говорят
те, кто утверждает, что с рабом нечего и разговаривать, что ему нужно только
давать приказания; нет, для рабов больше, чем для детей, нужно назидание.
Однако мы достаточно очертили эти вопросы; об отношениях же мужа к жене, отца к
детям, о добродетелях, свойственных каждому из них, каким путем должно в одних
случаях стремиться к благу, в других - избегать зла - все это необходимо
изложить при рассмотрении государственных устройств.
12. Так как всякая семья составляет часть государства, а все указанные выше
люди являются частями семьи и так как добродетели отдельных частей должны
соответствовать добродетелям целого, то необходимо и воспитание детей и женщин
поставить в соответствующее отношение к государственному строю; и если это не
безразлично для государства, стремящегося к достойному устроению, то надо иметь
также достойных детей и достойных женщин. И с этим необходимо считаться, потому
что женщины составляют половину всего свободного населения, а из детей потом
вырастают участники политической жизни. Основоположения относительно этого
предмета нами определены, о прочем речь будет идти в своем месте. Ввиду этого
мы наши теперешние рассуждения, считая их законченными, оставляем и обращаемся
к новому началу. Прежде всего разберем мнения тех писателей, которые
|
|