|
ужа над женой можно сравнить с
властью политического деятеля, власть отца над детьми - с властью царя. Ведь
мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения,
более призван к руководительству, чем женщина, а человек старший и зрелый может
лучше руководить, чем человек молодой j и незрелый.
При замещении большей части государственных должностей между людьми
властвующими и подчиненными соблюдается очередность: и те и другие совершенно
естественно стремятся к равенству и к уничтожению всяких различий. Тем не менее,
когда одни властвуют, а другие находятся в подчинении, все-таки является
стремление провести различие между теми и другими в их внешнем виде, в их речах
и в знаках ' почета. Это имел в виду, между прочим, и Амасис, когда рассказывал
о своем сосуде для омовения ног.
Отношение мужчины к женщине всегда определяется вышеуказанным образом. Власть
же отца над детьми может быть уподоблена власти царя: родитель властвует над
детьми в силу своей любви к ним и вследствие того, что он старше их, а такой
вид власти и есть именно царская власть. Поэтому прекрасно выразился Гомер,
назвав Зевса "отцом людей и богов", как царя всех их. Царь по природе должен
отличаться от подданных, но быть одного с ними рода. И так же относится старший
к младшим и родитель к ребенку.
3. Ясно, что в домохозяйстве следует заботиться более о людях, нежели о
приобретении бездушной собственности, более о добродетели первых, нежели об
изобилии последней (то, что мы называем богатством), более о людях свободных,
нежели о рабах. Прежде всего относительно рабов может возникнуть вопрос:
мыслима ли у раба вообще какая-либо добродетель помимо его пригодности для
работы и прислуживания? Обладает ли раб другими, более высокими добродетелями,
как, например, скромность, мужество, справедливость и тому подобные свойства?
Или у раба нет никаких иных качеств, помимо способности служить своими
физическими силами? Ответить "да" и "нет" было бы затруднительно. Если да, то
чем они будут отличаться от свободных людей? Если нет, то это было бы странно,
так как ведь и рабы - люди и одарены рассудком. 4. Приблизительно то же самое
затруднение возникает и при исследовании вопроса о женщине и ребенке: есть ли у
них добродетели, должна ли женщина быть скромной, мужественной и справедливой и
ребенок бывает ли своевольным и скромным или нет? Стоит рассмотреть этот вопрос
и с общей точки зрения в приложении к существу, предназначенному природой быть
в подчинении, и к существу, по природе призванному к властвованию, тождественна
ли у них добродетель или различна? И если обоим этим существам должно быть
свойственно совершенство, то почему одно из них предназначено раз навсегда
властвовать, а другое - быть в подчинении? И это отличие не может основываться
на большей или меньшей степени совершенства, присущего тому и другому существу,
так как сами понятия "быть в подчинении" и "властвовать" отличаются одно от
другого в качественном (eidei), а де в количественном отношении, 5. Признавать
[совершенство] за одними и отрицать его в других - разве это не было бы
удивительно? Ведь если начальствующий не будет воздержным и справедливым, как
он может прекрасно властвовать? Точно так же, если подчиненный не будет
обладать этими добродетелями, как он может хорошо подчиняться? Человек
необузданный и низкопробный ни в чем не исполнит своего долга. Таким образом,
ясно, что оба должны быть причастны к добродетели, но что эта добродетель
должна отличаться так же, как отличаются между собой властвующие и подчиненные
по природе.
Это отличие неминуемо приводит нас к исследованию свойств души. В ней одно
начало является по природе властвующим, другое - подчиненным; им, как мы
утверждаем, соответствуют свои добродетели, как бы добродетели разумного начала
и неразумного. 6. Ясно, что то же самое отношение должно существовать и в
других областях и что по природе существует много видов властвующего и
подчиненного. Ведь свободный о человек проявляет свою власть над рабом иначе,
чем это делает мужчина по отношению к женщине и взрослый муж по отношению к
ребенку. Во всех этих существах имеются разные части души, только имеются они
по-разному. Так, рабу вообще не свойственна способность решать, женщине она
свойственна, но лишена действенности, ребенку также свойственна, но находится в
неразвитом состоянии. 7. Таким же образом неизбежно обстоит дело и с
нравственными добродетелями: наличие их необходимо предполагать во всех'
существах, но не одинаковым образом, а в соответствия с назначением каждого.
Поэтому начальствующий должен обладать нравственной добродетелью во всей
полноте (в самом деле, произведение просто принадлежит создателю, тогда как
замысел - это и есть создатель), а каждый из остальных должен обладать ею
настолько, насколько это соответствует его доле участия в решении общих задач.
8. Так что, очевидно, существует особая добродетель у всех названных выше, и не
одна и та же скромность женщины и мужчины, не одно и то же мужество и
справедливость, как полагал Сократ, но одно мужество свойственно начальнику,
другое - слуге; так же и с остальными добродетелями. Это ясно и из более
подробного рассмотрения вопроса. Заблуждаются те, кто утверждает, придерживаясь
общей точки зрения, будто хорошее душевное расположение или правильный образ
действий и т. п. суть уже добродетели сами по себе. Гораздо правильнее
поступают те, кто, подобно Горгию, перечисляет добродетели определенных групп
людей. И например, слова поэта о женщине: "Убором женщине молчание служит" - в
одинаковой степени должны быть приложимы ко всем женщинам вообще, но к мужчине
они уже не подходят. 9. Затем, принимая во внимание неразвитость ребенка, явно
нельзя говорить о его самодовлеющей добродетели, но лишь поскольку, она имеет
отношение к дальнейшему развитию ребенка и к тому человеку, который ребенком
руководит. В том же самом смысле можно говорить и о добродетели раба в
отношении к его господину.
Мы установили, что раб полезен для повседневных потребностей. Отсюда я
|
|