Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель Политика Книга I
<<-[Весь Текст]
Страница: из 10
 <<-
 
тносится к области 
домохозяйства, а торговая деятельность создает имущество не всякими способами, 
а лишь путем обмена имущества. Торговля, по-видимому, имеет дело главным 
образом с денежными знаками, служащими необходимым элементом и целью всякого 
обмена. И богатство, являющееся в результате применения этого искусства 
наживать состояние, действительно не имеет каких-либо пределов. Подобно тому 
как медицина имеет беспредельную цель - абсолютное здоровье человека, точно так 
же и каждое из искусств беспредельно в достижении своих целей, и к этому они 
больше всего стремятся; но те средства, которые ведут искусство к достижению 
его цели, ограничены, так как сама цель служит в данном случае для всякого 
искусства пределом. Подобно этому, и в искусстве наживать состояние никогда не 
бывает предела в достижении цели, а целью здесь оказывается богатство и 
обладание деньгами. 18. Напротив, в области, относящейся к домохозяйству, а не 
к искусству наживать состояние, предел имеется, так как целью домохозяйства 
служит не накопление денег. Вместе с тем ясно, что всякого рода богатство 
должно бы иметь свой предел, но в действительности, мы видим, происходит 
противоположное: все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить 
количество денег до бесконечности. Причиной этого является тесное 
соприкосновение обеих областей: и та и другая скрещиваются между собой в 
применении тождественных средств для достижения своих целей. И в той и в другой 
области предметом пользования оказывается одна и та же собственность, по не 
одинаково: в одном случае цель - нечто иное, в другом - приумножение того же 
самого. И потому некоторые считают это конечной целью в области домохозяйства и 
настаивают на том, что нужно или сохранять имеющиеся денежные средства, или 
даже стремиться приумножить их до беспредельности. 
19. В основе этого направления лежит стремление к жизни вообще, но не к благой 
жизни; и так как эта жажда беспредельна, то и стремление к тем средствам, 
которые служат к утолению этой жажды, также безгранично. И даже те люди, 
которые стремятся к благой жизни, ищут того, что доставляет им физические 
наслаждения, и так как, по их представлению, средства для осуществления этого 
дает собственность, то вся деятельность таких людей направляется на наживу. 
Таким вот путем и получил свое развитие второй вид искусства наживать состояние.
 А так как физические наслаждения имеются в преизобилии, то такие люди ищут и 
средств, которые доставляли бы им этот преизбыток наслаждений; если люди не в 
состоянии достигнуть своей цели при помощи искусства наживать состояние, то они 
стремятся к ней иными путями и для этого пускают в ход все свои способности 
вопреки даже голосу природы. 20. Так, например, мужество заключается в отваге, 
а не в наживании денег; точно так же военное и врачебное искусства имеют в виду 
не наживу, но первое - одержание победы, второе - доставление здоровья. Однако 
эти люди обращают все свои способности на наживу денег, будто это является 
целью, а для достижения цели приходится идти на все. 
Вот что я считаю нужным сказать о том искусстве 5 наживать состояние, которое 
не является необходимым; я описал сущность его и указал на те причины, в силу 
которых мы прибегаем к нему. Что касается того искусства наживать состояние, 
которое является необходимым, то я указал на отличие его от искусства не 
необходимого: необходимое искусство относится к области домохозяйства, оно 
сообразно с природой, направлено на добывание средств к жизни и не беспредельно,
 как искусство не необходимое, а имеет свои границы. 
21. Теперь ясен и ответ на поставленный вначале вопрос: относится ли к области 
деятельности домохозяина и государственного мужа искусство наживать состояние 
или, скорее, не относится? Правда, нужно предполагать это искусство как бы уже 
имеющимся в наличии: так ведь и политика не создает людей, но берет их такими, 
какими их создала природа; точно так же и природа - земля, море и т. п. - 
должна доставлять человеку необходимое пропитание; и на обязанности домохозяина 
лежит всему тому, что получается из этих источников, дать соответствующее 
назначение. Так, предметом ткацкого искусства является не изготовление шерсти, 
но использование ее, умение распознать, какая шерсть доброкачественна и 
пригодна, какая недоброкачественна и непригодна. 
22. Можно поставить еще и такой вопрос: почему искусство наживать состояние 
относится к области домохозяйства, а медицина не относится? Ведь здоровье 
является столь же необходимым для членов семьи, как и питание и тому подобные 
жизненные потребности. В одном отношении и домохозяин и правитель должны 
заботиться и о здоровье им подвластных, в другом отношении это дело является 
предметом заботы не их, а врача; точно так же и относительно денег: с одной 
стороны, забота о денежных средствах составляет предмет ведения домохозяина, с 
другой - нет, но входит в круг подсобной деятельности; преимущественно же, как 
это отмечено и ранее, она должна быть в наличии по природе. Ведь природа 
заботится о доставлении питания созданному ею существу; всякое такое существо 
получает свое питание как бы в наследство от того существа, которое произвело 
его на свет. Вот почему для всех сообразное с природой искусство наживать 
состоит в извлечении пользы от плодов и животных. 
23. Это искусство, как мы сказали, бывает двояким: с одной стороны, оно 
относится к области торговли, с другой - к области домохозяйства, причем 
последнее обусловлено необходимостью и заслуживает похвалы, обменная же 
деятельность по справедливости вызывает порицание, как деятельность, 
обусловленная не естественными причинами, но [возникшая в силу необходимости 
взаимного] обмена [между людьми]. Поэтому с полным основанием вызывает 
ненависть ростовщичество, так как оно делает сами денежные знаки предметом 
собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради 
которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же 
процентов ведет именно к росту денег. Отсюда это и получило свое название; как 
дети походят на своих род
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 10
 <<-