|
ойна по природе своей справедлива.
Итак, один из видов искусства приобретения является по природе своей частью
науки о домохозяйстве, и мы должны допустить, что либо он существует сам по
себе, либо существование его обеспечивается теми, кто занят накоплением средств,
необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины. 9.
Истинное богатство, по-видимому, и состоит в совокупности этих средств. Ведь
мера обладания собственностыо, которая является достаточной для хорошей жизни,
не беспредельна; как говорит Солон в одном из своих стихотворений, "людям не
указан никакой предел богатства". Предел этот существует, как он существует и в
остальных искусствах: всякое орудие во всяком искусстве не является
беспредельным в отношении своего количества и величины; богатство же
представляет собой совокупность орудий экономических и политических. Итак, из
сказанного ясно, в каком отношении и по какой причине искусство приобретения
относится по своей природе к сфере деятельности домохозяина и государственного
мужа.
10. Существует другой род искусства приобретения, который обыкновенно называют,
и с полным правом, искусством наживать состояние; с этим искусством и связано
представление, будто богатство и нажива не имеют никакого предела. Многие
полагают, что это искусство вследствие его близкого соседства с искусством
приобретения тождественно с последним; на самом деле оно не тождественно с
названным, но не является и далеким от него: одно из них существует по природе,
другое - не по природе, но больше за счет известной опытности и технического
приспособления.
И. При рассмотрении этого искусства будем исходить из следующего положения.
Пользование каждым объектом владения бывает двоякое; в обоих случаях пользуются
объектом как таковым, но не одинаковым образом; в одном случае объектом
пользуются по его назначению, в другом - не по назначению; например, обувью
пользуются и для того, чтобы надевать ее на ноги, и для того, чтобы менять ее
на что-либо другое. И в том и в другом случае обувь является объектом
пользования: ведь и тот, кто обменивает обувь имеющему в ней надобность на
деньги или на пищевые продукты, пользуется обувью как обувью, но не по
назначению, так как оно не заключается в том, чтобы служить предметом обмена.
Так же обстоит дело и с остальными объектами владения - все они могут быть
предметом обмена. Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено
естественными причинами, так как люди обладают необходимыми для жизни
предметами одними в большем, другими - в меньшем количестве. 12. Отсюда также
ясно, что мелкая торговля не имеет по природе никакого отношения к искусству
наживать состояние, потому что вначале обмен ограничивался исключительно
предметами первой необходимости. В первой общине, т. е. в семье, не s было явно
никакой надобности в обмене; он сделался необходимым, когда общение стало
обнимать уже большее количество членов. В самом деле, в первоначальной семье
все было общим; разделившись, стали нуждаться во многом из того, что
принадлежало другим, и неизбежно приходилось прибегать к взаимному обмену.
Такой способ обмена еще и в настоящее время практикуется у многих варварских
народов. Они обмениваются между собой только предметами необходимыми, и больше
ничем; например, они обменивают вино на хлеб и наоборот и т. п. 13. Такого рода
меновая торговля и не против природы, и вовсе не является разновидностью
искусства наживать состояние, ведь ее назначение - восполнять то, чего
недостает для согласной с природой самодовлеющей жизни. Однако из указанной
меновой торговли развилось все-таки вполне логически и искусство наживать
состояние. Когда стала больше требоваться чужая помощь для ввоза недостающего и
вывоза излишков, неизбежно стала ощущаться потребность в монете, так как далеко
не каждый предмет первой необходимости можно было легко г перевозить. 14. Ввиду
этого пришли к соглашению давать и получать при взаимном обмене нечто такое,
что, представляя само по себе ценность, было бы вместе с тем вполне сподручно в
житейском обиходе, например железо, серебро или нечто иное; сначала простым
измерением и взвешиванием определяли ценность таких предметов, а в конце концов,
чтобы освободиться от их измерения, стали отмечать их чеканом, служившим
показателем их стоимости. 15. После того как в силу необходимости обмена
возникли деньги, появился другой вид искусства наживать достояние, именно
торговля. Сначала она, быть может, велась совершенно просто, но затем, по мере
развития опытности, стала совершенствоваться в смысле источников и способов,
какими торговые обороты могли бы принести наибольшую прибыль. Вот почему и
создалось представление, будто предметом искусства наживать состояние служат
главным образом деньги и будто главной его задачей является исследование того
источника, из которого возможно почерпнуть наибольшее их количество, ведь оно
рассматривается как искусство, создающее богатство и деньги. 16. И под
богатством зачастую понимают именно преизобилие денег, вследствие того, что
будто бы искусство наживать состояние и торговля; направлены к этой цели.
Иногда, впрочем, деньги кажутся людям пустым звуком и вещью вполне условной, по
существу ничем, так как стоит лишь тем, кто пользуется деньгами, переменить
отношение к ним, в деньги потеряют всякое достоинство, не будут иметь никакой
ценности в житейском обиходе, а человек, обладающий даже большими деньгами,
часто не в состоянии будет достать себе необходимую пищу; такого рода богатство
может оказаться прямо-таки не имеющим никакого смысла, и человек, обладающий им
в преизобилии, может умереть голодной смертью, подобно тому легендарному Мидасу,
у которого вследствие ненасытности его желаний все предлагавшиеся ему яства
превращались в золото.
17. Ввиду всего вышеизложенного на правильном пути исследования стоят те, кто
определяет богатство и искусство наживать состояние как нечто отличное одно от
другого. В самом деле, искусство наживать состояние и сообразное с природой
богатство суть вещи различные; искусство наживать состояние
|
|