Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель Политика Книга I
<<-[Весь Текст]
Страница: из 10
 <<-
 
ворит, что они "сами собой (aytomatoys) входили в собрание 
богов"; если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на - кифаре, 
тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы. 
Орудия как таковые имеют своим назначением продуктивную деятельность (poietika),
 собственность же является орудием деятельности активной (praktikon); ведь, 
пользуясь ткацким челноком, мы получаем нечто иное, чем его применение; одежда 
же и ложе являются для нас только предметами пользования. 6. В силу 
специфического отличия продуктивной и активной деятельности, конечно, 
соответственно различны и те орудия, которые потребны для той и для другой. Но 
жизнь - активная деятельность (praxis), а не продуктивная (poiesis); значит, и 
раб служит тому, что относится к области деятельности активной. "Собственность" 
нужно понимать втом же смысле, что и "часть". Часть же есть не только часть 
чего-либо другого, но она вообще немыслима без этого другого. Это вполне 
приложимо и к собственности. Поэтому господин есть только господин раба, но не 
принадлежит ему; раб же не только раб господина, но и всецело принадлежит ему. 
7. Из вышеизложенного ясно, что такое раб по своей природе и по своему 
назначению: кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом 
все-таки человек, тот по своей природе раб. Человек же принадлежит другому в 
том случае, если он, оставаясь человеком, становится собственностью; последняя 
представляет собой орудие активное и отдельно существующее. 
После этого нужно рассмотреть, может ли или не может существовать по природе 
такой человек, т. е. раб, и лучше ли и справедливо ли быть кому-либо рабом или 
нет, но всякое рабство противно природе. 
8. Нетрудно ответить на эти вопросы и путем теоретических рассуждений, и на 
основании фактических данных. Ведь властвование и подчинение не только 
необходимы, но и полезны, и прямо от рождения некоторые существа различаются [в 
том отношении, что одни из них как бы предназначены] к подчинению, другие - к 
властвованию. Существует много разновидностей властвующих и подчиненных, однако,
 чем выше стоят подчиненные, тем более совершенна сама власть над ними; так, 
например, власть над человеком более совершенна, чем власть над животным. Ведь, 
чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая им работа; но, где одна 
сторона властвует, а другая подчиняется, там только и может идти речь о 
какой-либо их работе. 
9. И во всем, что, будучи составлено из нескольких частей, непрерывно связанных 
одна с другой или разъединенных, составляет единое целое, сказывается 
властвующее начало и начало подчиненное. Это общий закон природы, и, как 
таковому, ему подчинены одушевленные существа. Правда, и в предметах 
неодушевленных, например в музыкальной гармонии, можно подметить некий принцип 
властвования; но этот вопрос может, пожалуй, послужить предметом специального 
исследования. 10. Живое существо состоит прежде всего из души и тела; из них по 
своей природе одно - начало властвующее, другое - начало подчиненное. 
Разумеется, когда дело идет о природе предмета, последний должен 
рассматриваться в его природном, а не в извращенном состоянии. Поэтому надлежит 
обратиться к рассмотрению такого человека, физическое и психическое начала 
которого находятся в наилучшем состоянии; на этом примере станет ясным наше 
утверждение; У людей же испорченных или расположенных к испорченности в силу их 
нездорового и противного природе состояния зачастую может показаться, что тело 
властвует над душой. 
11. Согласно нашему утверждению, во всяком живом существе прежде всего можно 
усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как 
господин, а разум над вашими стремлениями - как государственный муж. Отсюда 
ясно, сколь естественно и полезно для тела быть в подчинении у души, а для 
подверженной аффектам части души- быть в подчинении у разума и рассудочного 
элемента души и, наоборот, какой всегда получается вред при равном или обратном 
соотношении. 12. То же самое положение остается в силе и в отношении человека и 
остальных живых существ. Так, домашние животные по своей природе стоят выше, 
чем дикие, и для всех домашних животных предпочтительнее находиться в 
подчинении у человека: так они приобщаются к своему благу (sоterias). Так же и 
мужчина по отношению к женщине: первый по своей природе выше, вторая - ниже, и 
вот первый властвует, вторая находится в подчинении. Тот же самый принцип 
неминуемо должен господствовать и во всем человечестве. 
13. Все те, кто в такой сильной степени отличается от других людей, в какой 
душа отличается от тела, а человек от животного (это бывает со всеми, чья 
деятельность заключается в применении физических сил, и это наилучшее, что они 
могут дать), те люди по своей природе - рабы; для них, как и для вышеуказанных 
существ, лучший удел - быть в подчинении у такой власти. Ведь раб по природе - 
тот, кто может принадлежать другому (потому он и принадлежит другому) и кто 
причастен к рассудку в такой мере, что способен понимать его приказания, но сам 
рассудком не обладает. Что же касается остальных живых существ, то они не 
способны к понимание приказаний рассудка, но повинуются двшкениям чувств. 14. 
Впрочем, польза, доставляемая домашними животными мало чем отличается от пользы,
 доставляемой рабами и те и другие своими физическими силами оказывают помощь в 
удовлетворении наших насущных потребностей. 
Природа желает, чтобы и физическая организация свободных людей отличалась от 
физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения 
необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к 
выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни, а 
эта последняя разделяется у них на деятельность в военное и мирное время. 
Впрочем, зачастую случается и наоборот: одни имеют, только свойственные 
свободным тела, а другие - только души. 15. Ясно, во всяком случае, следующее: 
если бы люди отличались между собой только физической организацией в такой 
степени, в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 10
 <<-