|
Аристотель
Поэтика
О поэзии
I
Цель "Поэтики" и ее задачи. Поэтическое творчество-подражание. Различие
видов поэзии в зависимости от средств подражания.
О сущности поэзии и ее видах - о том, какое значение имеет каждый из них,
как следует слагать фабулы для того, чтобы поэтическое произведение было
хорошим, из скольких и каких частей оно должно состоять, а также о других
вопросах, относящихся к той же области, будем говорить, начав, естественно,
сперва с самого начала.
Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть
авлетики и кифаристики - все они являются вообще подражанием. А отличаются
они друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными
средствами или различные предметы, или различным, не одним и тем же,
способом. Подобно тому, как (художники) воспроизводят многое, создавая
образы красками и формами, одни благодаря теории, другие - навыку, а иные -
природным дарованиям, так бывает и в указанных искусствах. Во всех их
воспроизведение совершается ритмом, словом и гармонией, и притом или
отдельно, или всеми вместе.
Так, только гармонией и ритмом пользуются авлетика и кифаристика и, пожалуй,
некоторые другие искусства этого рода, как, например, игра на свирели. Одним
ритмом без гармонии пользуется искусство танцоров, так как они посредством
ритмических движений изображают и характеры, и душевные состояния, и
действия. А словесное творчество пользуется только прозой или метрами, и
соединяя их одни с другими, или употребляя какой-нибудь один вид метров, до
настоящего времени получает (названия только по отдельным видам). Ведь мы не
могли бы дать никакого общего названия ни мимам Софрона и Ксенарха и
Сократическим диалогам, ни произведениям в форме триметров, или элегий, или
каких-нибудь других подобного рода метров. Только соединяя с названием метра
слово "творить", называют одних творцами элегий, других творцами эпоса, давая
авторам названия не по сущности их творчества, а по общности их метра. И если
кто издаст какое-нибудь сочинение по медицине или по физике в метрах, то
обыкновенно называют его поэтом. Но у Гомера нет ничего общего с Эмпедоклом
кроме стиха, почему одного справедливо назвать поэтом, а другого скорее
натуралистом, чем поэтом. Точно также, если бы кто стал в своих произведениях
соединять все метры, как, например, Хэремон в "Центавре", рапсодии, смешанной
из всех метров, то и его нужно назвать поэтом.
По этим вопросам я ограничусь тем, что сказал. Но есть некоторые виды
творчества, пользующиеся всеми указанными средствами, ритмом, мелодией и
метром. Таковы дифирамбическая поэзия, номы, трагедия и комедия. А
различаются они тем, что одни пользуются этими средствами всеми вместе,
другие - отдельно. Вот о каких различиях между искусствами я говорю, в
зависимости от того, чем они производят подражание.
II
Различие видов поэзии в зависимости от предметов подражания/
Так как поэты изображают лиц действующих, которые непременно бывают или
хорошими, или дурными, - нужно заметить, что характеры почти всегда
соединяются только с этими чертами, потому что все люди по своему характеру
различаются порочностью или добродетелью, - то они представляют людей или
лучшими, или худшими, или такими же, как мы. То же делают живописцы. Полигнот
изображал людей лучшими, Павсон худшими, а Дионисий похожими на нас. Ясно,
что все указанные виды подражания будут иметь эти отличительные черты, а
различаться они, таким образом, будут воспроизведением различных явлений. Эти
различия могут быть в танцах, в игре на флейте и на кифаре, и в прозе, и в
чистых стихах. Например, .Гомер изображал своих героев лучшими, Клеофонт
похожими на нас, а Гегемон Тазосский, составивший первые пародии, и Никохар,
творец "Делиады", - худшими. То же можно сказать и относительно дифирамбов и
номов, как, например... (Арганта), и "Циклопов" Тимофея и Филоксена). В этом
состоит различие трагедии и комедии: одна предпочитает изображать худших,
другая лучших, чем наши современники.
|
|