Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Поэтика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
  
 
актеры думали о своих младших современниках.  Минниск называл Каллипида
обезьяной за то, что он слишком переигрывал. Такая же молва была и про
Пиндара. Как старшие актеры относятся к младшим, так целое искусство
относится к эпопее: она, говорят, имеет в виду зрителей с тонким вкусом,
которые не нуждаются в мимике, а трагедия - простых.  А если она грубовата,
то ясно, что она ниже эпоса.

Но,  во-первых, этот  упрек относится  не к  поэтическому произведению,  а к
искусству актеров. Ведь и  рапсод может переигрывать жестами, как, например,
Сосистрат,  и  певец,  как   делал  Мнасифей  Опунтский.  Во-вторых,  нельзя
отвергать всякие телодвижения, если  не отвергать и танцев, а только плохие.
В этом упрекали Каллипида, а теперь упрекают других за то, что они подражают
телодвижениям   женщин  легкого   поведения.   В-третьих,  трагедия   и  без
телодвижений достигает своей цели  так же, как эпопея, потому что при чтении
видно, какова она. Итак,  если (трагедия) выше (эпопеи) в других отношениях,
то в телодвижениях для нее нет необходимости.

Далее, трагедия выше потому, что она имеет все, что есть в эпопее: ведь тут
можно пользоваться и (гекза) метром; в ней есть еще не в малой доле и музыка,
и сценическая обстановка, благодаря которой приятные впечатления становятся
особенно живыми. Затем трагедия обладает наглядностью и при чтении, и в
действии. Она выше еще тем, что цель творчества достигается в ней при меньшей
ее величине.  Ведь то, что более сосредоточено, производит более приятное
впечатление, чем то, что расплылось на протяжении долгого времени.  Я имею в
виду такой случай, как, например, если бы кто-нибудь изложил Софоклова
"Эдипа" в стольких же стихах, сколько их в "Илиаде". Еще нужно заметить, что
в эпических произведениях меньше единства. Доказательство этому то, что из
любого эпического произведения можно составить несколько трагедий.  Поэтому
если эпические поэты создают одну фабулу, то при кратком изложении она
кажется "бесхвостой", а если растягивать ее, следуя требованиям метра, -
водянистой.  Я говорю, например...  А если поэма состоит из многих действий,
как "Илиада" или "Одиссея", то она содержит много таких частей, которые и
сами по себе имеют достаточный объем (для целого произведения). Впрочем эти
поэмы составлены, насколько возможно, прекрасно и являются наиболее
совершенным воспроизведением единого действия.

Итак,  если трагедия отличается  от эпоса  всеми этими преимуществами  и еще
действием  своего  искусства,  -  ведь  она  должна  вызывать  не  случайное
удовольствие, а указанное нами, - то ясно, что трагедия выше эпопеи, так как
более достигает своей цели.

О трагедии  и эпосе по их  существу, об их видах и частях,  - сколько их и в
чем  их  различие,  - о  причинах,  почему  поэтические произведения  бывают
хорошими или  нехорошими, о  нападках критики и  опровержениях их сказанного
достаточно.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20