|
XXII
Достоинства поэтической речи: слог поэта должен быть ясным и не низким.
Условия достижения этих качеств: умеренное пользование разговорной речью,
метафорами, глоссами и измененными словами. Примеры из греческой поэзии.
Достоинство слога - быть ясным и не низким. Самый ясный слог тот, который
состоит из общеупотребительных слов, но это слог низкий.
Пример - поэзия Клеофонта и Сфенела. А возвышенный и свободный от
грубоватости слог пользуется чуждыми обыденной речи словами. Чуждыми я
называю глоссу, метафору, растяжение и все, что выходит за пределы
обыденного говора. Но если соединить все подобного рода слова вместе, то
получится загадка или варваризм. Если (предложение состоит) из метафор, это
загадка, а если из глосс - варваризм. Сущность загадки состоит в том, чтобы,
говоря о действительном, соединить с ним невозможное. Посредством сочетания
общеупотребительных слов этого сделать нельзя, а при помощи метафор
возможно, например, "Мужа я видел, огнем припаявшего медь к человеку" и т.
п.
Из глосс образуется варваризм. Следовательно, необходимо, чтобы эти слова
были как-нибудь перемешаны. Глоссы, метафоры, украшения и другие виды слов,
упомянутые мною, сделают слог благородным и возвышенным, а
общеупотребительные выражения придадут ему ясность. В особенности влияют на
ясность слога и отсутствие грубости растяжения, усечения и изменения
значения слов. То, что речь имеет не разговорный, иной характер, и отступает
от обычной формы, придаст ей благородство; а тем, что в ней находятся
обычные выражения, будет достигнута ясность. Поэтому несправедливы порицания
тех, кто осуждает подобного рода слог и осмеивает в своих комедиях поэтов,
как, например, Евклид Старший, будто легко творить, если предоставить
возможность растягивать гласные, сколько угодно. Он осмеял этот слог в самой
форме своих стихов:
Видел я шедшего в Ма-арофо-он Э-эпихара.
И еще:
Нет, не люба мне эта его-о че-емерица.
Действительно, явно некстати пользоваться такими формами, смешно. Мера -
общее условие для всех видов слова. В самом деле, если бы кто стал
употреблять метафоры, глоссы и другие виды слов некстати и нарочно для
смеха, тот произвел бы такое же (комическое) впечатление.
Насколько важно, чтобы все было подходящим, можно судить по эпическим
произведениям, вставляя в метр слова разговорной речи, - да и по глоссам и
метафорам и другим подобного рода словам. Если кто поставит на их место
разговорные слова, тот увидит, что мы говорим правду. Напр., Эсхил и Еврипид
составили одинаковый ямбический стих, но вследствие замены одного только
слова, разговорного, обычного слова глоссой, один стих оказывается
прекрасным, другой - безвкусным.
Эсхил в "Филоктете" сказал:
"И рак, который мясо ест моей ноги"...
А Еврипид вместо "ест" поставил "пирует".
И еще пример. Вместо:
"Тут меня небольшой, ничтожный и безобразный"
можно сказать:
"Тут меня малорослый какой-то, бессильный уродец"
Или вместо:
"К ней простую подставив скамейку и маленький столик"
можно сказать.
|
|