Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: АРИСТОТЕЛЬ - МЕТАФИЗИКА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 121
 <<-
 
что
оно не сущность. И точно так же, совершенно очевидно, обстоит дело и с точками,
и с линиями, и с плоскостями: к ним применимо то же рассуждение, так как все 
они
одинаково или границы, или деления.
.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
Вообще может возникнуть недоумение: зачем это нужно помимо чувственно
воспринимаемого и промежуточного искать еще что-то другое (например, Эйдосы,
которые мы полагаем)? Если же это делается потому, что математические предметы
отличаются от окружающих нас вещей в чем-то другом, но не в том, что среди них
{27}
имеются многие принадлежащие к одному и тому же виду, то и начала у них не 
будут
ограничены по числу (точно так же, как начала всех чувственно воспринимаемых
букв ограничены не по числу, а [только] по виду, разве что берут начало вот
этого определенного слога или вот этого определенного звука речи - они-то будут
ограничены и по числу; подобным же образом обстоит дело и с промежуточными
предметами, ибо и здесь число принадлежащих к одному и тому же виду
беспредельно). Таким образом, если помимо чувственно воспринимаемых вещей и
математических предметов не существует каких-либо иных, таких, как Эйдосы, о
коих говорят некоторые, то не будет существовать единой по числу и по виду
сущности, и начала вещей будут ограничены не по числу, а [только] по виду. Если
же необходимо, [чтобы начала были ограниченными по числу и по виду], то на этом
основании необходимо также признавать и существование Эйдосов. В самом деле,
если те, кто принимает Эйдосы, и не говорят об этом отчетливо, то во всяком
случае это то, чего они хотят, и им необходимо утверждать, что каждый Эйдос 
есть
некоторая сущность и что ни один Эйдос не есть нечто привходящее.
Но с другой стороны, если мы признаем, что Эйдосы существуют и что начала едины
по числу, а не [только] по виду, то мы уже указали на те несообразности, 
которые
необходимо вытекают отсюда.
Непосредственно с этим связан вопрос, существуют ли элементы в возможности или
как-то иначе. Если по-другому, то раньше начал должно существовать нечто другое,

ибо возможность предшествует указанной причине, между тем нет необходимости,
чтобы все сущее в возможности существовало указанным образом.
Если же элементы существуют в возможности, то вполне допустимо, чтобы ничего
сущего не было. В самом деле, бытием в возможности обладает и то, чего еще пет:
ведь возникает то, чего пет, но не возникает то, бытие чего невозможно.
Таковы затруднительные вопросы относительно начал, а также вопрос, есть ли они
нечто общее, или они то, что мы называем единичным. Если они нечто общее, то 
они
не могут быть сущностями, ибо свойственное всем [единичным одного рода] (komon)
всегда означает не определенное нечто, а какое-то качество, сущность же есть
определенное нечто; если же то, что сказывается как свойственное всем
[однородным единичным], признать определенным нечто и чем-то единым, то Сократ
будет многими живыми существами - и он сам, и "человек", и "живое существо", 
раз
каждый из них означает определенное нечто и что-то единое.
Таким образом, если начала суть нечто общее, то следуют именно эти выводы; если
же они не общее, а имеют природу единичного, то они не будут предметом
[необходимого] знания, ибо [необходимое] знание о чем бы то ни было есть знание
общего. Поэтому такого рода началам должны будут предшествовать другие начала -
сказываемые как общее, если только должна существовать паука о началах.


    КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему 
присуще
само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук,

ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а 
все
они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части, как,

например, науки математические. Атак как мы ищем начала и высшие причины, то
ясно, что они должны быть началами и причинами чего-то самосущного (physeos
tines kath' hauten). Если же те, кто искал элементы вещей, искали и эти начала,
то и искомые ими элементы должны быть элементами не сущего как чего-то
привходящего, а сущего как такового. А потому и нам необходимо постичь первые
причины сущего как такового.
ГЛАВА ВТОРАЯ
О сущем говорится, правда, в различных значениях, но всегда по отношению к
чему-то одному, к одному естеству и не из-за одинакового имени, а так, как все
здоровое, например, относится к здоровью или потому, что сохраняет его, или
потому, что содействует ему, или потому, что оно признак его, или же потому, 
что
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 121
 <<-