|
движения.
Но [в "теперь"] нет и покоя; мы называли ведь покоящимся [предмет],
способный к движению и не движущийся в то время, в том месте и таким
образом, как ему присуще по природе; следовательно, раз в "теперь" ничто не
может двигаться, то ясно, что не может и покоиться.
Далее, если одно и то же "теперь" существует в обоих временах, [которые
оно разделяет], и если возможно, что [какаялибо вещь] в течение первого
[времени] будет двигаться, а в течение всего второго покоиться, -- а те, что
движется в течение всего (первого] времени, будет двигаться и в любой его
[части] в меру своей способности к движению, и то, что покоится, будет таким
же образом покоиться,-- то получится, что одно и то же одновременно покоится
и движется, так как граница обоих времен одно и то же, а именно "теперь".
Кроме того, мы называем покоем одинаковое состояние и самого [предмета], и
его частей -- теперь и прежде, а в "теперь" нет прежде, следовательно, нет и
[состояния] покоя.
Итак, необходимо, чтобы и движущееся двигалось, и покоящееся покоилось
во времени.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Все изменяющееся необходимо должно быть делимым. Так как всякое
изменение [идет] из чего-нибудь во что-нибудь и так как, когда [предмет]
находится в том состоянии, в которое он изменяется, он уже не изменяется, а
когда он и все его части находятся в том [состоянии], из которого он
меняется, он еще не изменяется (так как остающееся тем же самым и в целом и
в частях не меняется), то необходимо, чтобы часть изменяющегося предмета
находилась в одном [состоянии], часть -- в другом, так как невозможно сразу
быть в обоих или ни в одном. Я говорю "во что изменяется", имея в виду
первое по ходу изменения, например серое, если изменение идет из белого, а
не черное, так как нет необходимости, чтобы изменяющееся находилось в одном
из крайних [состояний). Таким образом, ясно, что все изменяющееся должно
быть делимым.
Движение делимо в двух отношениях: во-первых, по времени, во-вторых, по
движениям частей движущегося [тела]; например, если АГ движется целиком, то
будут двигаться и АВ и ВГ. Пусть движение части АВ будет ДЕ, а [части] ВГ --
EZ; [тогда] необходимо, чтобы [целое] ДZ было движением АГ. Ведь оно будет
двигаться этим движением, если каждая из частей движется указанными: ничто
не движется движением другого, поэтому все движение в целом будет движением
всей величины. Далее, если всякое движение есть движение чего-нибудь, то все
движение ДZ не будет движением ни какой-либо из обеих частей (ведь каждая
часть имеет свое движение), ни чего-либо иного (ведь где все движение есть
движение целого, там части движения суть движения частей, а части [движения
ДZ] относятся к АВ, ВГ и ни к чему иному, ибо единое движение не может быть,
[как мы видели,] движением многого), и, таким образом, целое движение будет
движением величины АВГ. Далее, если движение целого есть иное движение,
например TI, то от него надо будет отнять движения каждой из частей -- они
будут равны ДЕ и EZ, -- так как движение одного [предмета] едино.
Следовательно, если движение TI разделится на движения частей без остатка,
TI будет равно ДZ; если же что-либо останется, например KI, оно не будет
движением чего-нибудь: ни целого, ни частей (так как движение одного
[предмета] едино), ни чеголибо иного (так как движение непрерывных [величин]
непрерывно). То же самое [будет справедливо], если при разделении [на
движения частей] получится превышение. Следовательно, если все это
невозможно, движение должно быть одно и то же и равное [самому себе]. Таково
деление [движения] по движениям частей, и оно необходимо присуще всему, что
делимо на части.
Другое [деление движения] -- деление по времени. Так как всякое
движение происходит во времени, и всякое время делимо, и в меньшее время
движение меньше, то всякое движение необходимо делится по времени. А так как
все движущееся движется в отношении чего-нибудь и в течение какого-то
времени и движение присуще всякому [телу], то необходимо, чтобы деления были
одинаковы и для времени, и для движения, и для состояния движения, и для
движущегося [предмета], и для того, в отношении чего происходит движение
(только [деление того], в отношении чего происходит движение, будет не для
всех [случаев] одинаково: в отношении места это будет деление само по себе,
в отношении качества -- по совпадению). Возьмем, например, время А, в
течение которого происходит движение В. Если в течение всего этого времени
произойдет все это движение, то в половину времени движение будет меньше, и,
если снова разделить [время], движение будет еще меньше, и так далее.
Подобным же образом, как делимо движение, так делимо и время; именно, если
все движение происходит в течение всего времени, половина -- в половину
времени и снова меньшая часть -- в меньшее [время].
Таким же образом будет делиться и состояние движения. Пусть состояние
движения будет Г; соответственно половине движения оно будет меньше целого,
и снова соответственно половине половины, и так далее. Возможно взять
состояние движения соответственно каждой [части] движения, например
соответственно по ДГ и ГЕ, и сказать, что целое состояние движения будет
соответствовать целому [движению] (так как, если будет иначе, для одного и
того же движения состояний движения будет больше), как мы показали
относительно движения, которое делилось на движение частей; однако если
|
|