|
что такое время и какова его природа, одинаково неясно как из того, что нам
передано от других, так и из того, что нам пришлось разобрать раньше. А
именно, одни говорят, что время есть движение Вселенной, другие -- что это
сама [небесная] сфера. [Что касается первого мнения, то надо сказать, что]
хотя часть круговращения [Неба] есть какое-то время, но [само время] ни в
коем случае не круговращение: ведь любой взятый [промежуток времени] есть
часть круговращения, но не (само] круговращение. Далее, если бы небес было
много, то таким же образом время было бы движением любого из них,
следовательно, сразу будет много времен. А мнение тех, кто утверждает, что
время есть сфера Вселенной, имеет своим основанием лишь то, что все
происходит как во времени, так и в сфере Вселенной; такое высказывание
слишком наивно, чтобы стоило рассматривать содержащиеся в ней
несообразности.
Так как время скорее всего представляется каким-то движением и
изменением, то это и следует рассмотреть. Изменение и движение каждого
[тела] происходят только в нем самом или там, где случится быть самому
движущемуся и изменяющемуся; время же равномерно везде и при всем. Далее,
изменение может идти быстрее и медленнее, время же не может, так как
медленное и быстрое определяются временем: быстрое есть далеко
продвигающееся в течение малого времени, медленное же -- мало
[продвигающееся] в течение большого (времени); время же не определяется
временем ни в отношении количества, ни качества.
Что оно, таким образом, не есть движение -- это ясно.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
Однако время не существует и без изменения (для нас в настоящем
исследовании не должно составлять разницы, будем ли мы говорить о движении
или изменении). Ибо когда не происходит никаких изменений в нашем мышлении
или когда мы не замечаем изменений, нам не будет казаться, что протекло
время, так же как тем баснословным людям, которые спят в Сардинии рядом с
героями, когда они пробудятся: они ведь соединят прежнее "теперь" с
последующим и сделают его единым, устранив по причине бесчувствия
промежуточное [время]. И вот, если бы "теперь" не было каждый раз другим, а
тождественным и единым, времени не было бы; точно так же, когда "теперь"
становится другим незаметно для нас. Нам не кажется, что в промежутке было
время. Если же не замечать существования времени нам приходится тогда, когда
мы не отмечаем никакого изменения и душа кажется пребывающей в едином и
нераздельном ("теперь"], а когда чувствуем и разграничиваем, говорим, что
время протекало, то очевидно, что время не существует без движения и
изменения.
Итак, что время не есть движение, но и не существует без движения --
это ясно. Поэтому, когда мы исследуем, что такое время, нужно начать
[именно] отсюда [и выяснить], что же такое время в связи с движением. Ведь
мы вместе ощущаем и движение и время; и если даже темно и мы не испытываем
никакого воздействия на тело, а какое-то движение происходит в душе, нам
сразу же кажется, что вместе с тем протекло и какое-то время. И наоборот,
когда нам кажется, что прошло какое-то время, вместе с тем представляется,
что произошло какое-то движение. Следовательно, время есть или движение, или
нечто связаннее с движением, а так как оно не движение, ему необходимо быть
чем-то связанным с движением.
Так как движущееся движется от чего-нибудь к чему-нибудь и всякая
величина непрерывна, то движение следует за величиной: вследствие
непрерывности величины непрерывно и движение, а вследствие движения --
время; ибо сколь велико [было] движение, столько, как нам всегда кажется,
протекло и времени. А что касается предыдущего и последующего, то они
первоначально относятся к месту. Здесь, конечно, они связаны с положением,
но так как в величине имеются предыдущее и последующее, то необходимо, чтобы
и в движении было предыдущее и последующее -- по аналогии с теми. Но и во
времени есть предыдущее и последующее, потому что одно из них всегда следует
за другим. Предыдущее и последующее существуют в движении и по субстрату
тождественны с движением, хотя бытие их иное, а не движение. И
действительно, мы и время распознаем, когда разграничиваем движение,
определяя предыдущее и последующее, и тогда говорим, что протекло время,
когда воспримем чувствами предыдущее и последующее в движении. Мы
разграничиваем их тем, что воспринимаем один раз одно, другой раз другое, а
между ними -- нечто отличное от них; ибо когда мы мыслим крайние точки
отличными от середины и душа отмечает два "теперь" -- предыдущее и
последующее, тогда это [именно] мы и называем временем, так как ограниченное
[моментами] "теперь" и кажется нам временем. Это мы и положим в основание
[последующих рассуждений]
Итак, когда мы ощущаем "теперь" как единое, а не как предыдущее и
последующее в движении или как тождество чего-то предыдущего и последующего,
тогда нам не кажется, что прошло сколько-нибудь времени, так как не было и
движения. Когда же есть предыдущее и последующее, тогда мы говорим о
времени, ибо время есть не что иное, как число движения по отношению к
предыдущему и последующему.
Таким образом, время не есть движение [само по себе], но [является им
постольку], поскольку движение заключает в себе число. Доказательством этому
служит то, что большее и меньшее мы оцениваем числом, движение же, большее
|
|