Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Физика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
целом проделают то же самое, что и вся вода  в сосуде, а одновременно с этим
переменится и  место,  так что у места будет другое место и много мест будет
вместе. Но  нет другого места для части, в котором она движется, когда сосуд
в  целом перемещается,  а то  же самое,  ибо  воздух  и  вода или части воды
взаимно  перемещаются в том  месте,  где  они  находятся, а  не  в  том, где
возникают, -- последнее  же  есть часть места,  целой  Вселенной. И  материю
также  можно было  бы  счесть  местом,  если только  рассматривать  нечто  в
покоящемся [теле], притом не как отделенное, а непрерывное. Подобно тому как
при качественном изменении есть  нечто, что теперь стало  светлым,  а прежде
было темным и теперь твердое, а прежде было мягким (почему мы и говорим, что
материя  есть  нечто),  так  и место кажется чем-то  вследствие  такого рода
видимости,  только первое  мы утверждаем потому,  что  бывшее ранее воздухом
теперь стало водой, а о месте потому, что, где был воздух, там теперь  вода.
Но материя, как  было сказано выше, не существует отдельно от предмета  и не
объемлет его, а место обладает и тем и другим [свойством].
     Если,  таким  образом, место ни одно из трех: ни  форма, ни материя, ни
какое-то  протяжение,  всегда   существующее  как   нечто  особое  наряду  с
перемещающимся  предметом,  то необходимо,  чтобы  место  было  последним из
четырех [предположений], а именно  границей объемлющего тела "поскольку  оно
соприкасается  с  объемлемым".  Я  разумею  под объемлемым  тело,  способное
двигаться путем перемещения.
     Место  кажется  чем-то особенным и  трудным для понимания  от того, что
имеет видимость материи  и  формы, и от того,  что  в  находящемся  в  покое
объемлющем теле происходит перемещение движущегося [тела], ибо тогда кажется
возможным существование в середине [объемлющего тела] протяжения,  отличного
от  движущихся  величин.  [К  этой  видимости]  добавляет  нечто  и  воздух,
кажущийся бестелесным: представляется,  что место -- это  не только  граница
сосуда, но и лежащее между ними, как бы пустота. Подобно тому как сосуд есть
переносимое место, так  и место есть непередвигающийся сосуд. Поэтому, когда
что-нибудь движется  и  переменяется внутри движущегося,  например  лодка  в
реке, оно относится к нему скорее как к сосуду, чем как к объемлющему месту.
Но  место  предпочтительно  должно  быть неподвижным, поэтому место  --  это
скорое вся  река,  так как  в  целом она неподвижна. Таким  образом,  первая
неподвижная  граница объемлющего [тела] -- это и есть место.  Поэтому  центр
Вселенной и крайняя  по отношению к нам  граница  кругового движения  [Неба]
кажутся всем по преимуществу и в собственном смысле верхом  и низом, так как
первый всегда пребывает  [неподвижным], граница же  круговращения, оставаясь
одной и той же, также пребывает. Так что поскольку легкое по природе несется
кверху,  а  тяжелое  книзу, то объемлющая  граница  в направлении к центру и
самый центр  есть низ, а в направлении  к краю и самый край -- верх; поэтому
место и кажется  какой-то поверхностью, как бы сосудом и объемлющим [телом].
Кроме   того,  место  [существует]  вместе  с  предметом,  так  как  границы
[существуют] вместе с тем, что они ограничивают.

     ГЛАВА ПЯТАЯ

     Тело,  снаружи которого находится какое-нибудь  другое  объемлющее  его
тело,  находится  в [некотором]  месте.  Тело,  у  которого  этого  нет,  не
находится.  Поэтому  если  такое  тело  станет водой,  то частицы  его будут
двигаться  (так  как они  объемлются  друг другом), а  все  в целом  в одном
отношении будет двигаться,  в другом нет. Ибо как целое, оно не меняет места
все сразу, по кругу  же будет  двигаться,  так как это  место его  частей; и
некоторые из них будут двигаться не вверх  и вниз, а только по кругу, другие
же, способные сгущаться и разрежаться, -- и вверх и вниз.
     Как  уже было сказано,  одни [предметы]  занимают место  в возможности,
другие  же  в   действительности:  поэтому,   когда   подобочастное   [тело]
непрерывно, части  занимают место  в возможности,  когда же они  отделены  и
касаются  друг  друга,  как в  куче,  -- в  действительности. И одни  (части
занимают место] сами по себе; например, всякое тело, способное к перемещению
или к увеличению  само по себе, находится где-нибудь, небесный же свод,  как
было сказано, в целом не находится нигде и в никаком месте, раз никакое тело
его не объемлет. В чем происходит движение, там и место для частей, ибо одна
часть  непосредственно  прилегает  к  другой. Другие же  предметы  [занимают
место]  по  совпадению, например душа,  а  также Небо:  ведь все  его  части
[находятся] как бы в месте, так как одна охватывает другую по кругу. Поэтому
то,  что вверху, движется по кругу, а  Вселенная нигде  не  находится.  Ведь
находящееся где-нибудь само есть нечто,  и, кроме того, наряду с  ним должно
быть нечто другое в том, что его объемлет .А наряду со Вселенной и целым нет
ничего, что  было бы вне  Вселенной,  и  поэтому  все находится  в Небе, ибо
справедливо, что Небо [и  есть] Вселенная. Место же [Вселенной] не  небесный
свод, а его крайняя, касающаяся  подвижного тела покоящаяся граница, поэтому
земля помещается в  воде, вода  --  в  воздухе, воздух -- в эфире, эфир -- в
Небе, а Небо уже ни в чем другом.
     Из сказанного ясно, что при таком  определении  места разрешатся и  все
затруднения. Нет необходимости ни увеличиваться месту вместе  [с предметом],
ни  быть  месту точки, ни  двум телам находиться в одном и  том же месте, ни
существовать  какому-нибудь  телесному  протяжению,  ибо  посередине   места
находится тело, а не протяжение тела. И место находится где-то, но только не
в месте, а как граница в ограничиваемом [теле], так как в месте  (находится)
не все существующее, а только способное к  движению тело.  И вполне понятно,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-