Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Физика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
возникновение  и  уничтожение,   если   будет  бесконечное,  откуда  берется
возникающее;  [4]  далее,  из  того,  что  ограниченное  всегда  граничит  с
чемнибудь,  так  что  необходимо, чтобы не было  никакого  предела, раз одно
всегда необходимо граничит с другим [5].  Но больше всего и главнее всего --
что  составляет  общую трудность для всех --  на том основании, что мышление
[никогда]  не останавливается [на чем-нибудь] и число кажется бесконечным, и
математические величины, и то, что находить" за небом. А если находящееся за
[небом]  бесконечно,  то  кажется,  что  существуют  и  бесконечное  тело, и
бесконечные [по числу) миры, ибо почему пустоты будет больше здесь, чем там?
Таким  образом, если  масса  имеется в  одном  месте,  то  она [находится] и
повсюду. Вместе с тем,  если пустота и место бесконечны, необходимо, чтобы и
тело  было  бесконечным,  так  как  в  [вещах] вечных возможность  ничем  не
отличается от бытия.
     Рассмотрение бесконечного имеет свои трудности, так как и отрицание его
существования,  и  признание приводят  ко  многим  невозможным [следствиям].
Далее, каким образом существует бесконечное: как сущность или как  свойство,
само  по  себе  присущее  некой природе?  Или  ни так, ни этак,  но  все  же
бесконечное  существует  -- или  как  бесконечное  [по  величине],  или  как
бесчисленное  множество.  Для физика же  важнее всего  рассмотреть [вопрос],
существует ли бесконечная чувственновоспринимаемая величина.
     И  вот, прежде  всего надо определить, в скольких значениях говорится о
бесконечном.  В  одном  значении  -- это  то,  что  не  может  быть пройдено
вследствие невозможности  по  природе  сделать  это, подобно тому как нельзя
видеть  голоса; в другом же [значении] -- то, прохождение чего не может быть
завершено -- потому ли, что  это едва ли выполнимо, или потому,  что, будучи
по природе проходимым, оно не имеет конца прохождения или предела. Затем все
бесконечное  [может  быть  таковым]  или  в  отношении  прибавления,  или  в
отношении деления, или в обоих [отношениях].

     ГЛАВА ПЯТАЯ

     Невозможно,  чтобы  бесконечное,  существуя  само  по  себе  как  нечто
бесконечное, было  отделимо  от  чувственных [предметов].  Потому  что  если
бесконечное не  есть ни величина, ни  множество, а само  есть сущность, а не
свойство [какой-то иной сущности], то  оно  будет неделимо,  так как делимое
[всегда] будет или величиной, или  множеством. Если же оно  неделимо, оно не
бесконечно, разве только [в том  смысле],  как голос  невидим.  Но не в этом
смысле говорят о нем  утверждающие, что бесконечное существует, и [не в этом
смысле] мы ведем наше изыскание, а в смысле не проходимого до конца. Если же
бесконечное существует как свойство, оно, поскольку оно бесконечно, не будет
элементом  существующих [вещей], так же как невидимое  [не  будет элементом]
речи, хотя голос и  невидим.  Далее, как возможно  бесконечному быть чем-то,
что  существует  само по  себе,  если  не  существуют  сами по  себе число и
величина, которым  бесконечное присуще  как некое состояние? Ведь ему меньше
необходимости  [существовать  самому по себе], чем числу или  величине. Ясно
также,  что  не  может бесконечное существовать, как  актуальное  бытие, как
сущность  или  как начало;  ведь если  оно делимо  (на  части], любая часть,
взятая [от него], будет бесконечной. А  именно, если бесконечное -- сущность
и не относится к какому-либо субстрату, то быть бесконечным и бесконечное --
одно и то же,  следовательно, оно или неделимо, или делимо на бесконечные, а
одному и  тому же [предмету] быть многими бесконечными  невозможно.  Но если
оно сущность и начало, то, как часть воздуха остается  воздухом, так и часть
бесконечного --  бесконечным. Следовательно, оно не имеет частей и неделимо.
Однако невозможно бесконечному существовать в действительности, ведь  в этом
случае ему необходимо быть  неким количеством.  Бесконечное,  следовательно,
существует как  свойство. Но если  так,  то, как  уже  сказано,  недопустимо
называть бесконечное началом, а только то, чему оно присуще как свойство, --
воздух или четное [число].  Поэтому нелепо мнение тех,  кто  говорит так же,
как пифагорейцы: они одновременно делают бесконечное  сущностью и расчленяют
его на части.
     Вопрос   о  том,   может  ли  находиться  бесконечное   в   [предметах)
математических,  и в  мыслимых, и не имеющих  величины,  относится  скорее к
общему исследованию [проблемы]; мы же рассматриваем чувственные предметы и о
тех,  относительно которых  ведем исследование, спрашиваем:  имеется  или не
имеется среди них тело, бесконечное по своему протяжению? Если рассматривать
[вопрос] логически,  то можно прийти к  мнению,  что  его нет, (и притом] на
следующем  основании.  Если   мы  определим  тело  как  нечто,  ограниченное
поверхностью,  то не  может  быть  бесконечного  тела --  ни  мыслимого,  ни
воспринимаемого чувствами. Но [не может быть] и числа как чего-то отдельного
и  [в  то  же время]  бесконечного:  ведь  число или  то, что  имеет  число,
исчислимо. Следовательно, если возможно сосчитать исчислимое, то можно будет
пройти [до  конца] и  бесконечное.  Если  же рассматривать  [вопрос] с более
физической  точки  зрения, [невозможность  бесконечного  тела  вытекает]  из
следующего: оно не может быть ни сложным,  ни простым. Сложным не может быть
бесконечное  тело, если элементы ограничены  по числу.  Их необходимо должно
быть несколько, чтобы противоположности уравновешивали друг  друга и ни один
элемент не  был бесконечным. Ведь даже если  сила одного  тела скольконибудь
уступает [силе] другого, [однако] если, например, огонь ограничен,  а воздух
бесконечен,  то пусть  равное  [количество] огня превышает  по  силе  равное
[количество]  воздуха   во  сколько  угодно  раз,  лишь  бы  это  выражалось
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-