Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Физика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
следующий  способ: наблюдают, что за чем появилось, что первое произвело или
испытало [какие-либо  действие),  и так  все время по  порядку.  Начала  же,
вызывающие физическое движение, двоякого рода: из них одно не природное, так
как  не  имеет  в  себе самом  начала движения. Таково  то, что  двигает, не
двигаясь; например, совершенно неподвижное и первое для всего,  таково также
"что именно есть"  и  форма, ибо они цель и "ради чего". Следовательно, если
природа  вещей есть "ради чего", то и эту [причину]  следует знать,  и нужно
всесторонне ответить на  вопрос "почему", например: [1] потому, что из этого
необходимо  следует  вот  это (причем  или  вообще  следует из  этого, или в
большинстве случаев), и [2] если должно произойти  вот это, то оно будет как
заключение из посылок; и [3] потому именно, что это суть бытия; и [4] в силу
того, что  так лучше  --  не  вообще лучше,  а в отношении  сущности  каждой
[вещи].

     ГЛАВА ВОСЬМАЯ

     Прежде всего надо  сказать,  почему  природа относится к разряду причин
"ради чего",  затем относительно  необходимости --  как  проявляется  она  в
природных  [явлениях]. Ведь  на  эту причину ссылаются все: дескать, так как
теплое или холодное или что-то подобное  по своей природе таково, то в  силу
необходимости существует и возникает вот что; и если  даже упомянут о другой
причине,  то,  едва  коснувшись ее,  оставляют  в покое; один  это делает  с
любовью и враждой, а другой с разумом.
     Трудность состоит в следующем: что препятствует природе  производить не
"ради чего" и не потому,  что так лучше, а как  Зевс, который посылает дождь
не  для роста  хлебов,  а  в  силу  необходимости;  ведь  поднявшееся  вверх
[испарение]  должно  охладиться   и  после  охлаждения,  сделавшись   водой,
спуститься вниз, а когда это произошло, хлебу приходится расти.  Подобным же
образом, если хлеб погибает на гумне, дождь идет не для того, чтобы погубить
его, а это произошло по [случайному] совпадению.
     Так что же препятствует, чтобы таким же образом обстояло в природе дело
и с  частями  [животных],  чтобы,  например, по  необходимости передние зубы
вырастали острыми, приспособленными для разрывания,  а коренные -- широкими,
годными для перемалывания пищи, так как  не ради этого они  возникли, но это
совпало  [случайно]?  Так  же  и  относительно  прочих  частей,  в  которых,
по-видимому, наличествует "ради чего". Где все [части] сошлись так, как если
бы  это  произошло  ради  определенной  цели,  то  эти  сами  собой  выгодно
составившиеся  (существа]  сохранились, те же, у  которых  получилось иначе,
погибли  и  погибают, как  те  "быкорожденные мужеликие", о которых  говорит
Эмпедокл.
     Рассуждения,  которыми пытаются преодолеть затруднения,  таковы, а если
какие-либо другие, то  в том же роде; однако невозможно, чтобы дело обстояло
таким образом.  Все упомянутое,  так  же  как  все  природные [образования],
возникает или всегда одинаково, или по большей части, но это никак [не может
быть]  с  теми,  которые   образуются  случайно  или  самопроизвольно.  Ведь
считается,  что не случайно и не вследствие простого  совпадения идут частые
дожди  зимой, но [это  будет иметь место,] если [они пойдут] под знаком Пса;
так же [не случайна]  жара  под знаком Пса, но [она будет  случайна]  зимой.
Если, таким образом,  что-нибудь существует, как нам кажется, или вследствие
[случайного]  совпадения, или ради  чего-нибудь,  но  ни по  совпадению,  ни
самопроизвольно ему быть  невозможно, то оно будет ради чего-нибудь. Но ведь
все  такие  [явления]  существуют  по  природе,  как  признают  это  и  сами
рассуждающие о них;  следовательно, имеется [причина] "ради чего" в том, что
возникает и существует по природе.
     Далее, там, где есть какая-нибудь цель,  ради нее делается  и первое, и
последующее. Итак, как делается  [каждая вещь], такова она и есть по [своей]
природе, и, какова она по [своей] природе, так и делается, если  что-либо не
помешает.  Делается  же  ради  чего-нибудь,  следовательно,  и  по   природе
существует ради  этого.  Например,  если  бы  дом  был  из  числа  природных
предметов, он  возникал бы так же, как теперь [создается] искусством; а если
бы  природные  [тела] возникали не только благодаря природе,  но и с помощью
искусства,   они  возникали  бы  так,  как  им   присуще  быть  по  природе.
Следовательно, одно [возникает] ради  другого. Вообще же искусство  в  одних
случаях завершает  то, что природа не в  состоянии  произвести, в других  же
подражает  ей. Если, таким образом, [вещи], созданные  искусством, возникают
ради чего-нибудь,  то, очевидно,  что и  существующие по природе,  ибо  и  в
созданных   искусством  и  в  существующих  по  природе   [вещах]  отношение
последующего к предшествующему одинаково.
     Яснее всего  это  выступает  у прочих живых существ, которые производят
[вещи]  без помощи  искусства, не исследуя и  не советуясь, почему некоторые
недоумевают,   работают  ли  пауки,   муравьи  и   подобные   им   существа,
руководствуясь разумом или чем-нибудь другим. Если постепенно идти в этом же
направлении,  то  мы обнаружим,  что  и  в  растениях  полезные  [им  части]
возникают с какой-то целью,  например листья ради защиты плода. Так что если
по природе и ради чего-нибудь ласточка строит гнездо, а  паук [ткет] паутину
и  растения производят  листья ради плодов, а корни растут не вверх,  а вниз
ради питания, то ясно, что имеется подобная причина в [вещах], возникающих и
существующих  по природе. А так  как природа двояка: с одной  стороны,  [она
выступает] как  материя,  с  другой -- как форма, она же  цель, а  ради цели
существует все остальное, то она, [форма], и будет причиной "ради чего".
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-