Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: АРИСТОТЕЛЬ - КАТЕГОРИИ.
 [Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-
 
АРИСТОТЕЛЬ

КАТЕГОРИИ.



ГЛАВА ПЕРВАЯ [Одноименное, соименное, отыменное]

ГЛАВА ВТОРАЯ [Сказываемое о предмете и находящееся в предмете]

ГЛАВА ТРЕТЬЯ [Род как сказуемое. Видовые отличия]

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ [Десять категорий]

ГЛАВА ПЯТАЯ [Сущность]

ГЛАВА ШЕСТАЯ [Количество]

ГЛАВА СЕДЬМАЯ [Соотнесенное]

ГЛАВА ВОСЬМАЯ [Качество]

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ [Остальные шесть категорий]

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ [Четыре вида противолежания]

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ [Противоположности]

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ [Предшествующее и последующее]

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ [Данное вместе]

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ [Шесть видов движения]

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ [Обладание]



ГЛАВА ПЕРВАЯ
[Одноименное, соименное, отыменное]

Одноименными называются те предметы, у которых только имя общее, а
соответствующая этому имени речь о сущности (logos tes oysias) разная, как,
например, dzoon означает и человека и изображение. Ведь у них только имя общее,
а соответствующая этому имени речь о сущности разная, ибо если указывать, что
значит для каждого из них быть dzoon, то [в том и другом случае] будет указано
особое понятие (logos).

Соименными называются те предметы, у которых и имя общее, и соответствующая
этому имени речь о сущности одна и та же, как, например, "живое существо"
(dzoon) - это и человек и бык. В самом деле, и человек и бык называются общим
именем "живое существо" и речь о сущности [их] одна и та же. Ведь если 
указывать
понятие того и другого, что значит для каждого из них быть dzoon, то будет
указано одно и то же понятие.

Наконец, отыменными называются предметы, которые получают наименование от
чего-то в соответствии с его именем, отличаясь при этом окончанием слова, как,
например, от "грамматики" - "грамматик", от "мужества" - "мужественный".
{2}

ГЛАВА ВТОРАЯ
[Сказываемое о предмете и находящееся в предмете]

Из того, что говорится, одно говорится в связи , другое - без связи. Одно в
связи, например: "человек бежит", "человек побеждает"; другое без связи,
например: "человек", "бык", "бежит", "побеждает".

Из существующего, одно говорится о каком-нибудь подлежащем, но не находится ни 
в
каком подлежащем, например человек; о подлежащем - отдельном человеке говорится
как о человеке, но человек не находится ни в каком подлежащем; другое находится
в подлежащем, но не говорится о каком то подлежащем (я называю находящимся в
подлежащем то, что, не будучи частью, не может существовать отдельно от того, в
чем оно находится); например, определенное умение читать и писать находится в
подлежащем - в душе, но ни о каком подлежащем не говорится как об определенном
умении читать и писать. И определенное белое находится в подлежащем - в теле
(ибо всякий цвет - в теле), но ни о каком подлежащем не говорится как об
определенном белом. А иное и говорится о подлежащем, и находится в подлежащем,
как, например, знание находится в подлежащем - в душе - и о подлежащем - умении
 
 [Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-