|
читать и писать - говорится как о знании. Наконец, иное не находится в
подлежащем и не говорится о каком-либо подлежащем, например отдельный человек и
отдельная лошадь. Ни то ни другое не находится в подлежащем и не говорится о
подлежащем. И вообще все единичное и все, что одно по числу, не говорится ни о
каком подлежащем, однако ничто не мешает чему-то такому находиться в подлежащем.
В самом деле, определенное умение читать и писать принадлежит к тому, что
находится в подлежащем, но ни о каком подлежащем не говорится как об
определенном умении читать и писать).
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
[Род как сказуемое. Видовые отличия]
Когда одно сказывается о другом как о подлежащем, все, что говорится о
сказуемом, применимо и к подлежащему, например: "человек" сказывается об
отдельном человеке, а "живое существо" - о "человеке", следовательно, "живое
существо" будет сказываться и об отдельном человеке: ведь отдельный человек
есть
и человек и живое существо. У вещей, относящихся к разным и не подчиненным друг
другу родам, различны и их видовые отличия, например у живого существа и у
знания. Видовые отличия у живого существа - это "живущее на суше", "двуногое",
"крылатое" и "обитающее в воде", но ни одно из них не есть видовое отличие у
знания: ведь одно знание отличается от другого не тем, что оно двуногое. Однако
же никто не мешает, чтобы в пределах подчиненных друг другу родов видовые
отличия были одними и теми же: ведь высшие роды сказываются о подчиненных им, а
потому, сколько видовых отличии имеется у сказуемого, столько же будет иметься
и
у подлежащего.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
[Десять категорий]
Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или "сколько",
или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или "когда", или
"находиться в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", или
"претерпевать". Сущность, коротко говоря, - это, например, человек, лошадь;
"сколько" - это, например, длиною в два локтя, в три локтя; "какое" - например,
белое, умеющее читать и писать; "по отношению к чему-то" - например, за двойное,
половинное, большее; "где" - например, в Ликее, на площади; "когда" - например,
{3}
вчера, в прошлом году; "находиться в каком-то положении" - например, лежит,
сидит; "обладать" - например, обут, вооружен; "действовать" - например, режет,
жжет; "претерпевать" - например, его режут, жгут. Каждое из перечисленного само
по себе не содержит никакого утверждения; утверждение или отрицание получается
сочетанием их: ведь всякое утверждение или отрицание, надо полагать, или
истинно, или ложно, а из сказанного без какой-либо связи ничто не истинно и не
ложно, например "человек", "белое", "бежит", "побеждает".
ГЛАВА ПЯТАЯ
[Сущность]
Сущность, называемая так в самом основном, первичном и безусловном смысле, -
это
та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком
подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь. А вторыми
сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности,
называемые
так в первичном смысле, - и эти виды, и их роды; например, отдельный человек
принадлежит к виду "человек", а род для этого вида - "живое существо". Поэтому
о
них говорят как о вторых сущностях, например "человек" и "живое существо".
Из сказанного очевидно, что у того, что говорится о подлежащем, необходимо
сказывается о подлежащем и имя и понятие; так, например, человек сказывается о
подлежащем - об отдельном человеке - и о нем, конечно, сказывается имя
[человека]: ведь отдельного человека назовешь человеком и определение человека
будет сказываться об отдельном человеке, ведь отдельный человек есть и человек,
и живое существо. Таким образом, и имя и определение будут сказываться о
подлежащем. Напротив, у того, что находится в подлежащем, в большинстве случаев
ни имя, ни определение не сказываются о подлежащем; в некоторых же случаях
ничто
не мешает, чтобы имя иногда сказывалось о подлежащем, но определение не может
сказываться о нем. Так, белое, находясь в теле как в подлежащем, сказывается о
подлежащем (ведь тело называется белым), но понятие белого никогда не может
сказываться о теле. А все другое [помимо первых сущностей] или говорится о
первых сущностях как о подлежащих, или же находится в них как в подлежащих. Это
|
|