|
противоположно малому, а одно и то же в одно и то же время велико и мало, то
оно, можно сказать, противоположно само себе. Но быть противоположным самому
себе - это нечто несообразное. Значит, "большое" не противоположно "малому" и
"многое" - "малочисленному". Так что если даже причислять их не к соотнесенному,
а к количеству, то все нее они не будут иметь ничего противоположного.
Противоположность по количеству, надо полагать, имеется главным образом у места.
В самом деле, "верх" считают противоположным "низу", называя место у средины
"низом", так как расстояние от средины Вселенной до со пределов самое большое.
По видимому, и определение остальных противоположностей заимствуется от этих:
как противоположные друг другу определяют те вощи из одного и того же рода,
которые больше всего отдалены друг от друга.
[Определенное] количество, надо полагать, не допускает большую и меньшую
степень, например длина в два локтя: в самом деле, одно имеет длину в два локтя
не в большей степени, чем другое. Равным образом и число; одна тройка, например,
ничуть не в большей мере тройка, чем другая, и одна пятерка ничуть не в большей
мере пятерка, чем другая. И один промежуток времени не называется временем в
большей мере, чем другой. И вообще ни об одном из перечисленных видов
количества
не говорится, что оно есть количество в большей или меньшей мере. Стало быть, и
количество, [так же как сущность], но допускает большей и меньшей степени.
Главная особенность количества - это то, что о нем говорят как о равном и
неравном; в самом деле, о каждом из указанных количеств говорится как о равном
и
неравном; так, говорят, что одно тело равно или неравно [другому] и что один
промежуток времени равен или неравен [другому]. Точно так же и о каждом из
остальных указанных количеств можно говорить как о равном и неравном.
О прочем же, что не есть количество, вовсе, по-видимому, нельзя говорить как о
равном или неравном. Так, об одном расположении вовсе не говорят, что оно равно
пли неравно [другому], а скорее, что оно сходно [с другим], и о чем-то одном
белом не говорят, что оно равно или неравно [другому белому], а говорят, что
оно
одинаково [или неодинаково] бело. Таким образом, главная особенность количества
- это то, что о нем говорится как о равном и неравном.
{9}
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
[Соотнесенное]
Соотнесенным называется то, о чем говорят, что то, что оно есть, оно есть в
связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому; так, о большем
говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим; ведь говорят -
большее, чем что-то; и о двойном говорят, что то, что оно есть, оно есть в
связи
с другим. Ведь говорят - двойное против чего-то. Так же обстоит дело и с другим
им подобным. К соотнесенному принадлежит и такое, как обладание, расположение,
чувственное восприятие, знание, положение. В самом деле, обо всем перечисленном
говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим, а не что-то иное:
обладание есть обладание чем-нибудь, и знание - знание о чем-нибудь, положение
-
положение чего-нибудь, и все остальное точно так же. Таким образом,
соотнесенное
- это то, о чем говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим или
находясь в каком-то ином отношении к другому, как, например, одна гора
называется большой в сравнении с другой, так как ее называют большой по
отношению к чему-то, и так же о сходном говорят как о сходном с чем-то, и точно
так же называется соотнесенным и другое в этом роде. Далее, и возлежание, и
стояние, и сидение суть некоторые положения, а положение принадлежит к
соотнесенному. С другой стороны, лежать, стоять или сидеть - все это само по
себе не положения, а обо всем этом говорится как о производном от только что
указанных положений.
У соотнесенного бывает и противоположность; так, например, добродетель
противоположна пороку - то и другое принадлежит к соотнесенному; и точно так
нее
знание противоположно неведению. Однако по все соотнесенное имеет
противоположное себе, двойному ничто не противоположно, равно как и тройному и
вообще ничему подобному им.
Соотнесенное, видимо, допускает большую и меньшую степень. В самом деле, о
чем-то говорят как о сходном и несходном в большей или в меньшей степени, так
же
как о равном и неравном в большей или меньшей степени, причем каждое из них
есть
соотнесенное: о сходном говорят как о сходном с чем-то и о неравном - как о
неравном чему-то. Однако не все соотнесенное допускает большую и меньшую
|
|