|
знание
чего-то); но о каждой отдельной отрасли знания но говорят, что то, что она есть,
она есть в связи с другим; например, о грамматике не говорят, что она
грамматика
чего-то, и об искусстве музыки - что она музыка чего-то; разве только через род
они могут быть обозначены как соотнесенное; например, грамматика называется
знанием чего-то, но не грамматикой чего-то, и искусство музыки - знанием
чего-то, но не музыкой чего-то. Так что отдельные отрасли знания не принадлежат
к соотнесенному. Между тем мы называемся такими-то и такими-то в соответствии с
отдельными отраслями знания, ведь как раз ими мы обладаем; в самом деле,
знающими мы называемся потому, что мы обладаем каким-нибудь из отдельных знаний.
Вот почему эти знания будут качествами, а именно отдельные отрасли знания, в
соответствии с которыми мы иногда и называемся такими-то и такими-то, а к
соотнесенному они но принадлежат. Кроме того, если бы одно и то же и оказалось
и
соотнесенным и качеством, то вовсе по было бы нелепо причислять его к обоим
этим
родам.
{16}
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
[Остальные шесть категорий]
Действие и претерпевание также допускают и противоположность себе, и большую и
меньшую степень. В самом дело, нагревать и охлаждать, равным образом быть
нагреваемым и быть охлаждаемым, испытывать радость и испытывать печаль - все
это
противоположно одно другому, так что они допускают противоположность себе. Они
допускают также большую и меньшую степень: ведь можно нагревать что-то больше
или меньше и можно быть нагреваемым больше или меньше. Следовательно, действие
и
претерпевание допускают большую и меньшую степень.
Итак, вот что сказано об этих категориях. Что касается [категории] "находиться
в
каком-то положении", то относительно нее уже было сказано при рассмотрении
соотнесенного, что она называется именем, производным от различного рода
положения. Что же касается остальных категорий - "когда", "где" и "обладать",
то
ввиду полной их ясности о них говорится здесь лишь то, что было сказано вначале,
а именно что обладать означает, [например], быть обутым, быть вооруженным, где
-
например, в Ликее, и остальное, что уже было сказано о них.
...........................
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
[Противоположности]
Благу необходимо противоположно зло. Это показывает наведение в каждом
отдельном
случае; например, здоровью противоположна болезнь, мужеству - трусость, и
одинаково в других случаях. Но злу иногда противоположно благо, иногда же зло;
в
самом дело, недостатку, который есть зло, противоположен избыток, который также
есть зло; равным образом и умеренность, будучи благом, противоположна и первому
и второму. Но такого рода противоположность можно
видеть лишь в немногих случаях, большей же частью злу противоположно благо.
Далее, если есть одна из противоположностей, то не обязательно, чтобы была и
другая. Когда все здоровы, должно быть здоровье, болезнь же нет; равным образом,
если все бело, должна быть белизна, чернота же нет. Далее, если то, что Сократ
здоров, противоположно тому, что Сократ болен, а то и другое может быть в одно
и
то же время присуще одному и тому же, то при наличии одной из этих
противоположностей другая быть не может: в случае если Сократ здоров, Сократ не
может быть болен .
Ясно также, что по природе противоположности относятся к тому, что тождественно
или по виду, или по роду: болезнь и здоровье находятся по природе в теле
животного, белизна и чернота - просто в теле, а справедливость и
несправедливость - в душе человека.
С другой стороны, все противоположности необходимо принадлежат к одному и тому
|
|