|
д?) под командованием атлета
Милона, который, благодаря своей огромной телесной силе, первым обратил в
бегство противников. Рассказывают, что Милон, будучи шестикратным победителем
на Олимпийских играх и обладая отвагой, соответствующей его телесной мощи,
пошел в бой, увенчанный олимпийскими венками и облаченный в наряд Геракла —
львиную шкуру с палицей (по преданию, Геракл был основателем Кротона). За
решающий вклад в победу Милон вызвал всеобщее восхищение сограждан.
В гневе кротонцы не захотели брать пленных и всех, кто во время преследования
сдавался, убивали на месте. Поэтому большинство сибаритов было уничтожено, а
сам город кротонцы разграбили, оставив совершенно пустынным.
Одержав верх над тридцатью мириадами сибаритов при Тетраэнте30, кротонцы стали
самыми сильными в Италии.
Однако, по прошествии нескольких лет, дела кротонцев, пользовавшихся доброй
славой и заслуженной гегемонией31, приняли дурной оборот.
Пифагор, предчувствуя приближение заговора и разгрома общины пифагорейцев в
Кротоне, где он прожил уже двадцать лет, не захотел участвовать в кровавой
вражде и, никем не замеченный, ушел в Метапонт32.
До поры до времени калокагатия33 пифагорейцев и желание самих полисов, чтобы
государственными делами управляли пифагорейцы, одерживали верх. Однако козни
против них продолжались и постепенно достигли угрожающих размеров. Однажды,
когда пифагорейцы заседали в доме Милона в Кротоне и обсуждали государственные
дела, Килон и его приспешники окружили дом и подожгли. В огне сгорели все
находившиеся в здании пифагорейцы, кроме двоих: Архиппа и Лисида. Они были
самыми молодыми и сильными и каким-то образом прорвались наружу.
После этого пифагорейцы сложили с себя правительственные полномочия, так как
полисы не придали случившемуся никакого значения. Произошло это не только из-за
равнодушия и попустительства полисов, но и из-за гибели высшего руководства
пифагорейцев.
Последствия этих трагических событий долго отзывались в Кротоне. Человек,
купивший дом Пифагора в Кротоне, перерыл в нем все вверх дном. Он никому не
осмелился рассказать, что ему удалось обнаружить, а вскоре он был схвачен и
казнен в наказание за прегрешение (этот человек совершил святотатство в Кротоне
— взял отвалившуюся от статуи золотую бороду в храме, не сумев скрыть это от
других).
Вскоре кротонцы утратили гегемонию в Великой Греции и испытали многочисленные
бедствия.
В сообщениях древних авторов о местонахождении Пифагора во время нападения на
его учеников и последователей в Кротоне нет единой точки зрения. Одни полагают,
что он загодя переселился в Метапонт, другие — что он отправился навестить
своего учителя Ферекида.
Согласно последней из этих версий, когда пришло известие о том, что наставник
его, Ферекид, тяжело болен34 на Делосе, Пифагор, не взяв с собой ничего из
имущества, тотчас отплыл из Италии на Делос. Там он по-сыновнему долгое время
опекал старика, приложив немало стараний, чтобы спасти его от болезни. Когда же
старость и тяжкий недуг одолели Ферекида, Пифагор заботливо похоронил его и
почтил соответствующими обрядами, словно любящий сын своего отца, после чего
снова вернулся в Италию.
Во время его отсутствия в Кротоне возник заговор против общины пифагорейцев, и
многие из них были перебиты заговорщиками. Это очень опечалило Пифагора, прежде
возлагавшего большие надежды на исправление пороков людского рода и воцарение
между людьми любви (Ф???А) и согласия (?YM??NIA).
После этого, т. е. около 499 г., до н. э. во многих городах-государствах
начались волнения, ибо все они неожиданно потеряли своих знатнейших сограждан.
Города переполнились убийствами, междоусобными распрями и всяческой смутой.
Оставшиеся в живых пифагорейцы отошли от дел из-за гибели своих самых
авторитетных политиков и из-за пренебрежения к их судьбе полисов.
Во многих городах Италии и Сицилии распространились смуты, гражданские
волнения, заговоры с целью ниспровержения общественного порядка, которые вели к
переворотам и тирании.
Так, еще при жизни Пифагора в Геле35 установил тиранию Гиппонакт36 (498—491),
вслед за ним тираны Гелон" (491—478) и Гиерон38 (478—467), в Акраганте39 стал
тираном Ферон (497—472), а в Регии40 тиранически правил Анаксилай (496—479).
Остальные пифагорейцы, кроме Архита Тарентского, собравшись в Регии, проводили
там время в общении между собой, а после ухудшения порядка в полисах вообще
покинули Италию. Архипп вернулся в Тарент, где в дальнейшем проживали Архит,
Еврит и Филолай, известные тарентские пифагорейцы.
Юный Аисид, возненавидев отчизну и негодуя на италийских эллинов за их
попустительство, уехал в Ахайю41. Там он жил, пока при поддержке знатных
фиванцев не переселился в Фивы42. Лисид пользовался огромным уважением в Элладе.
Говорят, его слушал Эпаминонд43, называвший его отцом. В Беотии44 Лисид и умер,
будучи более ста лет от роду.
12. Пифагор изливает свои сокровища. Он становится светящимся, сияющим чадом
божьим. Преодолев страсти, он стал источником высшей, божественно духовной силы
— он сам дает излучение
Вернувшись с Архипелага45 в Метапонт, Пифагор отошел от общественной
деятельности, ограничив свой круг общения родными и близкими, а также наиболее
преданными ему учениками. Он все реже появлялся на людях.
На склоне лет Пифагор воспитывал своего малолетнего сына Телавга и Биталу,
дочь Дамо. Впоследствии он написал своему первому ученику Пифагору, сыну
Эратокла, прося о помощи и приглашая его к себе. Благородный Пифагор, не будучи
обремененным семьей и богатством, явился на зов учителя и стал его преданным
другом
|
|