|
нствах.
Всем известно, что эта гора — наиболее священная и для непосвященных совершенно
запретная.
Когда разнеслась молва о начале войны персов с вавилонянами и последовавшем
падении Вавилона а в Сирии19 стали ожидать прихода персидских войск, Пифагор,
после семи лет жизни в Сирии, решил отплыть в Египет. Он сошел с горы Кармел и
на египетском, корабле был доставлен на третий день плавания в Египет.
Все путешествие он соблюдал строгий пост, не спал и вел себя как божественный
даймон20, покровитель мореплавателей. Команда корабля вначале замышляла взять в
плен этого Удивительного ростом, статью, красотой и величием странника, но,
видя его способности усмирять буйство Посейдона21 и делать плавание безопасным,
решила опустить его с миром.
Когда судно достигло берегов Египта, Пифагора, ослабевшего от поста, под руки
вывели на берег, дали ему фруктов и другой еды и оставили с миром. Таким
образом Пифагор появился в Египте22.
Явившись ко двору, он предъявил царю Амасису23 рекомендательное Письма от
Поликрата Самосского и Хирома III24, царя Тира, был ласково принят и допущен к
жрецам. Он сам изготовил три прекрасные серебряные чаши и принес их в дар
египетским жрецам.
Пифагор выучил египетский язык25, благодаря Амасису поступил в обучение к
жрецам Гелиополя26, затем Мемфиса27 и, наконец, Диосполя28. Говорят, что
Пифагор учился у гелиополита Ойннуфея.
Пифагор, сам Достойный восхищения и восхищавшийся египетскими жрецами,
подражал их таинственной символике, облекая свое учение в иносказание.
Большинство предписаний пифагорейцев ничем не отличается от иероглифических
письменных29 наставлений, например: не Принимать пищу, сидя на колеснице; не
есть свой хлеб в праздности; не сажать пальму; не разгребать огонь ножом в доме.
Он настолько поразил своим рвением жрецов Диосполя, что они «в недоумении
допустили его к жертвоприношениям и богослужениям, куда не допускался никто из
чужеземцев».
Египетские жрецы, у которых обучался Пифагор, занимались постоянным
наблюдением звездного неба. С этой целью они распределяли между собой ночное
время, вероятно, чтобы сохранить напряженное внимание и не пропустить ни одного,
даже самого малозначительного, небесного явления. С того времени и Пифагор
пристрастился к занятиям астрономией и астрологией.
Он называл единицу Аполлоном (Ра30', двойку Артемидой (Бастидой31 или Луной),
семерку Афиной (Нейт32), а куб — Посейдоном (Сетом33) — это все сходно с
обрядами, изображениями и письменами в египетских храмах.
За 12 лет (539—527 гг. до н. э.) он обошел все храмы Египта, подолгу
задерживался в Мемфисе, Гелиополе, Диосполе, Летополе34, Гермополе35 и Саисе36.
Много времени он провел в святынях Египта, занимаясь наблюдением звездного неба,
изучением геометрии и постигая все таинства богов. И решил он отправиться в
святилище Афины в Саисе.
Пифагор стремился к познанию сокровенного. А в Саисе изображение Афины,
которую там называли Нейт, имело такую надпись: «Я есмь все бывшее, и будущее,
и сущее, и никто из смертных не приподнял моего покрова». Говорят, что и
афинский мудрец Солон37 учился у жреца Сонхита из Саиса. В конце концов Пифагор
принял решение остаться в Саисе навсегда.
Однако этому намерению не было суждено сбыться. Двадцать лет Пифагор избегал
персидского пленения, но настал год (525 г.), когда войска царя Камби-за38
(529—522 гг.), сына Кира Старшего, хлынули в Египет и захватили страну.
Почтенный у великой Афины казначей царя Псамметиха39, писец, управляющий
дворцом, начальник морских кораблей царя, Утохорресен перешел на сторону персов.
В Египет пришел великий правитель всех нагорий Камбиз и с ним — всевозможные
чужеземцы. Камбиз стал властвовать над всей страной, а пришедшие с ним стали
селиться в ней... Утохорресену Камбиз предоставил должность великого врача и
приказал, чтобы тот находился возле него как друг, управляющий дворцом.
Утохорресен должен был также составить Камбизу его титулатуру...
Утохорресен показал новому властителю величие Саиса. В присутствии царя
Верхнего и Нижнего Египта Камбиза он обратился с просьбой по поводу всяких
чужеземцев, которые поселились в храме Афины. Утохорресен хотел изгнать их
оттуда, чтобы вернуть храму Афины великолепие, каким он славился издревле.
Камбиз приказал изгнать чужеземцев, разрушив их дома, и уничтожить всякую их
нечистоту в этом храме...
Его величество приказал также, чтобы храм Афины был очищен и все люди в него
возвращены... Он распорядился приносить жертвы великой Афине и богам,
находящимся в Саисе, как это было издревле...
Когда царь Верхнего и Нижнего Египта Камбиз прибыл в Саис, он лично отправился
в храм Афины и усердно бил челом перед великой богиней, подобно тому как это
делали до него все прочие властители. Он совершил большое жертвоприношение из
всяких добрых вещей в честь Афины и богов, находящихся в Саисе, подобно тому,
как это делали все превосходные цари до него... Его величество Камбиз совершил
все полезные и подобающие обряды в храме Афины...
Утохорресен навечно установил жертвоприношения в честь великой Афины в
соответствии с тем, что ему было приказано Камбизом.
Когда персы разграбили святилище Афины в Саисе, среди прочих жрецов и
служителей они взяли в плен и Пифагора — за его красоту, величие и силу. Так он
был уведен из Египта в Вавилон.
В Вавилоне его отдали жрецам храма Зевса (Бела-Мардука)40. Пифагор охотно
общался с халдейскими жрецами41 и астрологами, а позднее — с магами42,
правившими все
|
|