|
ай в старости от детей. 9. Что
трудно? — Познать самого себя. 10. Что самое приятное? — Достичь того, чего
желаешь. 11. Что утомительно? — Праздность. 12. Что вредно? — Невоздержанность.
13. Что невыносимо? — Невоспитанность. 14. Учи и учись лучшему. 15. Праздным не
будь, даже если ты богат. 16. Плохое прячь в доме. 17. Лучше вызывай зависть,
чем жалость. 18. Блюди меру. 19. Не верь всем подряд. 20. Находясь у власти,
управляй самим собой.
104 Биант из Приены (VII—VI вв. до н. э.) — один из семи мудрецов, происходил
из г. Приены, ныне в вилайете Айдын, Турция. Из «Собрания изречений Семи
мудрецов» Деметрия Фалерского известно, что Биант, сын Тевтама, приенец, изрек:
1. Большинство людей дурны. 2. Надо посмотреть на себя в зеркало, и, если
выглядишь прекрасным,— поступай прекрасно, а если безобразным,— то исправляй
природный недостаток добропорядочностью. 3. Берись за дело не спеша, а начатое
доводи до конца. 4. Не болтай: промахнешься — пожалеешь. 5. Не будь ни дурнем,
ни злыднем. 6. Безрассудства не одобряй. 7. Рассудительность — люби. 8. О богах
говори, что они существуют. 9. Соображай, что делаешь. 10. Слушай побольше. 11.
Говори к месту. 12. В бедности богатых не кори, если только не очень задолжал.
13. Недостойного человека за богатство не хвали. 14. Бери убеждением, а не
силой. 15. Причиной любой удачи считай богов, а не себя. 16. Приобретай: в
молодости — благополучие, в старости — мудрость. 17. Приобретешь: делом —
память (о себе), надлежащей мерой — осторожность, характером — благородство,
трудом — терпение, страхом — благочестие, богатством — дружбу, словом —
убеждение, молчанием — чинность, решением — справедливость, дерзанием —
мужество, деянием — власть, славой — верховенство.
105 Поликрат Самосский — известный тиран (546 или 538—522 гг. до н. э.) на
Самосе. Происходил из сословия богатых купцов. В его правление торговля и
пиратство принесли самосцам огромные богатства. Поликрат поддерживал
политические контакты с тиранами Эллады и фараонами Египта. Он
покровительствовал искусствам — им выделялись средства для строительства храма
Геры, водопровода и портового мола, при его дворе подолгу жили и творили поэты
Анакреонт и Ибик, прославленный врач Демокед был его лейб-медиком. Однако
Пифагор не пожелал оставаться под властью этого тирана. В 522 г. до н. э.
Поликрат был убит по распоряжению персидского сатрапа в Лидии Оройта.
Тирания — форма государственного правления в эллинских полисах, возникавшая в
период острой политической борьбы благородной родоплеменной знати и безродных
общинников за установление олигархии или демократии. Тирания, как правило,
начиналась с появления третейской примирительной силы, перераставшей затем в
диктатуру.
СТРАНСТВИЯ: ОТ МИЛЕТА ДО КРОТОНА
В 20 лет, будучи еще эфебом, Пифагор не пожелал подчиниться зарождавшейся
тирании Поликрата на Самосе, и, предвидя, что это послужит препятствием его
цели и любви к знаниям, он тайно от всех вместе со своим учителем Гермодамантом
Креофилеем переправился в Милет1, где прибегнул к покровительству Фа-леса и
Анаксимандра-физика2.
Некоторое время Пифагор пробыл у Фалеса. Тот принял его ласково. Сетуя на
глубокую старость и слабость здоровья, Фалес передал ему, сколько мог, знаний и
полезных советов, среди которых было несколько, особенно ценимых Пифагором:
? дорожить временем;
? воздерживаться от питья вина и мясоедения, избегать переедания, быть
умеренным в употреблении слишком приятных на вкус и изысканных блюд;
? поддерживать короткий сон и бодрость, неза-мутненность души,
безукоризненное здоровье и крепость тела;
? отплыть в Египет и обязательно пообщаться со жрецами этой страны.
Пифагор побыл недолго и учеником Анаксиманд-ра, который передал ему основы
знаний по астрономии и физике твердых тел, учение о беспредельном (ТО AIIEIPON).
Слушал Пифагор и беседы Анаксимена3, который как раз был в расцвете своего
таланта, учившего, что воздух — первоначало.
Когда пришло известие о нападении персов4 на лидийскую державу5, грозившее
опасностью Милету и всей Ионии6, Пифагор простился со своими учителями и отплыл
в Финикию.
Вначале Пифагор отправился в Сидон, узнав, что этот город — его отечество по
рождению, и полагая, что оттуда ему будет легче перебраться в Египет. Сидон и
вся Финикия находились тогда под властью вавилонского царя Набонида7. Эти
страны уже жили в страхе индийского завоевания8, который особенно
распространился после того, как пришли известия об ожесточенной осаде Сард9 и
завоевании всей Лидии Киром Старшим10 (545 г. до н. э.).
В Сидоне Пифагор сошелся с потомками прорицателя Моха11 (XII век до н. э.),
фисиолога, писавшего о космогонии и неделимом первоначале (??????)
Пифагор углубленно изучил финикийскую арифметику и теорию чисел, в которых и
сам преуспел в дальнейшем.
Пифагор сошелся со многими финикийскими Жрецами и прошел посвящения во все
известные финикийские мистерии. Он принял посвящение в таинства Иолая12 (Сида),
целителя, воскресившего yкушенного змеей Геракла (Мелькарта)13, в сидонском
святилище, затем — в таинства «пробуждения Геракла» (Мелькарта)13, в тирском
святилище Геракла в месяце перитии, затем в великие таинства Адониса14 и
Астреи15 в святилище города Библа16.
Но дольше всего Пифагор пробыл в святилище Зевса на горе Кармел17. Он много
раз уединялся в храме Зевса на вершине, где постоянно жили потомки египетских
жрецов, своего рода переселенцы. Он учствовал в их богослужениях и та
|
|