Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Англия :: Бертран Рассел :: ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 449
 <<-
 
дисциплины 
защищали некоторые догматические системы, старые или новые, а следовательно, 
были вынуждены в большей или меньшей степени занимать позиции, враждебные науке,
 поскольку их догмы не могли быть доказаны эмпирическим путем. Все они почти 
неизменно учили, что счастье не является благом, но что ему следует предпочесть 
«благородство» или «героизм». Они питали симпатию к иррациональной части 
человеческой природы, поскольку чувствовали, что разум враждебен социальной 
связи. Сторонники либерализма, с другой стороны, исключая крайних анархистов, 
тяготели к научному, утилитарному, рационалистическому, враждебному неистовой 
страсти. Они склонны были выступать против всех более глубоких форм религии. 
Этот конфликт существовал в Греции еще до возникновения того, что мы признаем в 
качестве философии, и он совершенно явственно выражен у представителей самой 
ранней греческой мысли. Видоизменившись, он сохраняется вплоть до настоящего 
времени и, несомненно, сохранится в течение многих грядущих веков.

Ясно, что каждая сторона в этом конфликте, поскольку дело касается того, что же 
сохраняется в течение длительного исторического периода, отчасти права и 
отчасти заблуждается. Социальная сплоченность является необходимостью, и 
человечество никогда не достигло бы успеха в ее установлении только разумными 
доводами. Каждое общество подвержено двум противоположным опасностям: с одной 
стороны, опасности окостенения из-за слишком большой дисциплины и почтения к 
традиции, а с другой стороны, опасности разложения или подчинения иностранному 
завоеванию вследствие роста индивидуализма и личной независимости, которые 
делают невозможным сотрудничество. Вообще значительные цивилизации начинаются с 
жестоких и суеверных систем, постепенно ослабевающих и приводящих на 
определенной стадии к эпохе блестящих гениев, в ходе которой благо старой 
традиции сохраняется, а зло, связанное с разрушением этой традиции, еще не 
получило своего развития. Но когда зло обнаруживается, оно приводит к анархии, 
следствием которой неизбежно будет новая тирания, порождающая новый синтез, 
охраняемый новой системой догм. Доктрина либерализма является попыткой избежать 
этого бесконечного колебания. Сущность либерализма состоит в попытке укрепить 
социальный порядок, который не основывался бы на иррациональных догмах, и 
обеспечить стабильность без введения ограничений больших, чем это необходимо 
для сохранения общества. Может ли быть успешной эта попытка, решит только 
будущее.




КНИГА ПЕРВАЯ. ДРЕВНЯЯ 
ФИЛОСОФИЯ




ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. 
ДОСОКРАТИКИ




Глава I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ 
ЦИВИЛИЗАЦИИ

Во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для 
объяснения, чем внезапное возникновение цивилизации в Греции. Многое из того, 
что создает цивилизацию, уже существовало в течение тысячелетий в Египте и 
Месопотамии и распространилось оттуда в соседние страны. Но некоторых элементов 
недоставало, пока они не были восполнены греками. Чего они достигли в искусстве 
и литературе, известно каждому, но то, что они сделали в чисто интеллектуальной 
области, является даже еще более исключительным. Они изобрели математику [5 - 
Арифметика и кое-что из геометрии были уже у египтян и вавилонян, но по 
преимуществу в форме чисто эмпирических правил. Дедуктивное умозаключение из 
общих посылок — греческое нововведение.], науку и философию; на место простых 
летописей они впервые поставили историю; они свободно рассуждали о природе мира 
и целях жизни, не обремененные путами какого-либо традиционного ортодоксального 
учения. Происшедшее было настолько удивительным, что люди до самого последнего 
времени довольствовались изумлением и мистическими разговорами о греческом 
гении. Однако вполне возможно понять развитие Греции в научных терминах, и 
такое исследование стоит затраченного времени.

Философия начинается с Фалеса. К счастью, можно легко установить, когда он жил, 
так как Фалес предсказал затмение, происшедшее, согласно подсчетам астрономов, 
в 585 году до н.э. Философия и наука — они сперва не разделялись — возникли, 
таким образом, в начале VI века. Что же происходило в Греции и в соседних 
странах в предшествующий этому период? Об этом можно говорить только 
предположительно, но в наш век благодаря археологии у нас гораздо больше знаний,
 чем было у наших дедов.

Искусство письма было изобретено в Египте около 4000 лет до н.э., в Вавилонии 
же — не намного позднее. В каждой стране письменность начиналась с рисунков, 
изображающих предметы, о которых шла речь. Эти рисунки вскоре приобрели 
условный характер, слова уже представлялись не рисунками, а идеограммами, как
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 449
 <<-