|
это все еще имеет место в современном Китае. В течение тысячелетий эта
громоздкая система развилась в алфавитную письменность.
Цивилизация в Египте и Месопотамии обязана своим ранним развитием Нилу, Тигру и
Евфрату, которые делали сельское хозяйство самым легким и производительным
занятием. Она во многом сходна с цивилизацией, которую испанцы застали в
Мексике и в Перу. Обожествляемый царь имел деспотическую власть; в Египте он
владел всей землей. Царь имел особенно сокровенные отношения с верховным богом,
увенчивавшим политеистическую религию. Существовала военная, а также жреческая
аристократия. Если царь оказывался несильным или был занят в тяжелой войне,
жреческая аристократия чувствовала себя способной покушаться на царскую власть.
Землю возделывали принадлежавшие царю, аристократии и жречеству рабы.
Между египетской и вавилонской теологией имеются существенные различия.
Египтяне больше думали о смерти, они верили, что души умерших спускаются в
подземное царство, где их ждет суд Осириса, решение которого определяется их
образом жизни на земле. Они думали, что в конце концов душе предстоит
возвращение в тело. Эта вера проявлялась в бальзамировании умерших и в
постройке роскошных пирамид. Пирамиды строились различными фараонами в конце IV
и в начале III тысячелетия до н.э. Затем египетская цивилизация приобретала все
более стереотипный характер; прогресс становится невозможным благодаря
религиозному консерватизму. Около 1800 года до н.э. Египет завоевывают семиты —
гиксосы, управлявшие страной около двух столетий. Они не оказали на Египет
значительного влияния, но их присутствие в этой стране, должно быть, послужило
распространению египетской цивилизации в Сирии и в Палестине.
История Вавилонии была более воинственной, чем история Египта. Правящей расой
первоначально были не семиты, а так называемые шумеры, чье происхождение
неизвестно. Шумеры изобрели клинописное письмо, перенятое затем от них
завоевателями семитами. До того как Вавилон приобрел первенство и основал
империю, существовали различные независимые города, которые в течение
определенного периода воевали друг с другом. Боги других городов стали
подчиненными, бог Вавилона Мардук занял примерно такое же положение, какое
затем занимал Зевс в греческом пантеоне. В Египте имела место та же картина,
только значительно раньше.
Как и другие древние религии, религии Египта и Вавилонии являлись первое время
культами плодородия. Земля олицетворяла женский пол, а солнце — мужской. Обычно
воплощением мужского плодородия считался бык, и быки-боги были общепризнаны.
Высшей среди богинь в Вавилонии была богиня земли Иштар. Во всей Западной Азии
под различными именами почиталась Великая Матерь. Греки-колонисты, основывая в
Малой Азии храмы этой богини, называли ее Артемидой и переняли существовавший
там культ. Так возникла «Диана эфесцев» [6 - Диана — латинский эквивалент
Артемиды. Именно последняя упоминается в греческом Новом завете там, где в
нашем переводе речь идет о Диане.]. Христианство превратило ее в деву Марию.
Именно совет в Эфесе узаконил титул «Божьей Матери», принадлежащий нашей
Богородице.
Политические мотивы там, где религия была связана с имперским правительством,
весьма сильно послужили преобразованию ее примитивных черт. Бог или богиня
стали ассоциироваться с государством, и они должны были теперь способствовать
не только обильному урожаю, но и военной победе. Богатая жреческая каста
разработала обрядовую сторону и теологию, в пантеон богов она поместила
нескольких богов из составных частей империи.
Благодаря связи религии с правительством богов стали связывать также с моралью.
Законодатели получали свои кодексы от бога; таким образом, нарушение закона
сделалось проявлением неверия. Древнейшим из известных до сих пор правовых
кодексов является кодекс Хаммурапи, вавилонского царя (около XIX века до н.э.);
как утверждал царь, этот кодекс был получен им от Мардука. Связь между религией
и моралью в древнюю эпоху становилась с течением времени все более тесной.
В отличие от египетской вавилонская религия больше касалась процветания в этом
мире, чем счастья в будущем. Магия, прорицание и астрология, хотя они были
свойственны не только Вавилонии, все же там были развиты более, чем где-либо в
другом месте. Именно через Вавилон главным образом они приобрели влияние в
более поздние периоды древности. Из Вавилона вышло кое-что, относящееся к
науке: разделение дня на 24 часа и круга на 360 градусов, а также открытие
периодичности затмений, что позволило с достоверностью предсказывать лунные
затмения, а солнечные — с некоторой степенью вероятности. Как увидим далее, эти
достижения вавилонян были использованы Фалесом.
Египетская и месопотамская цивилизации были земледельческими, а цивилизации
окружающих племен первое время оставались пастушескими. Развитие торговли,
вначале исключительно морской, внесло новый элемент. Вплоть до I тысячелетия до
н.э. оружие делали из бронзы, а племена, не имевшие на своей собственной
территории необходимых металлов, были вынуждены приобретать их путем торговли
или при помощи пиратства. Пиратство являлось временным средством. Там, где
социальные и политические условия приобрели достаточно устойчивый характер,
торговля оказалась более выгодным занятием. Пионером в т
|
|