|
одна партия. Среди духовенства тем не менее, особенно среди
францисканских монахов, были люди, в силу различных причин несогласные с папой.
Кроме того, в Италии культура распространилась среди мирян на несколько
столетий раньше, чем севернее Альп. Фридрих II, пытаясь основать новую религию,
представлял в своем лице крайнюю антипапскую культуру, тогда как Фома Аквинский,
родившийся в Неаполитанском королевстве, где правил Фридрих II, остается
вплоть до наших дней классическим представителем философии папства.
Пятьюдесятью годами позднее Данте достигает синтеза и дает единственное
гармоничное изложение законченной средневековой системы идей.
После Данте, по различным политическим и духовным причинам, средневековый
философский синтез распадается. Пока этот синтез сохранялся, он отличался
своеобразной опрятностью и миниатюрной полнотой и законченностью. С чем бы ни
сталкивалась эта система, она все приводила в точное соответствие со всем
остальным содержанием своего весьма ограниченного мира. Но Великая Ересь,
умиротворительное движение и папство эпохи Возрождения подготовили Реформацию,
которая разрушила единство христианского мира и схоластическую теорию правления,
имеющего своим центром папу. Новые познания о древности, а также о форме Земли
породили в эпоху Возрождения в человеке чувство усталости от систем, которые
должны были теперь восприниматься как духовная тюрьма. Астрономия Коперника
поставила Землю и человека в более скромное положение по сравнению с тем,
которое они занимали в системе Птолемея. Среди ученых стремление к собиранию
новых фактов заняло место стремления рассуждать, анализировать и
систематизировать. Хотя в области искусства Возрождение все еще придерживается
строгого порядка, в мышлении оно предпочитает большой и плодотворный беспорядок.
В этом отношении Монтень — наиболее типичный представитель своей эпохи.
В политической теории, как и везде, за исключением искусства, порядок был
нарушен. В течение средних веков, на практике столь беспокойных и бурных, в
области мысли господствовали страсть к законности и наиболее строгая теория
политической власти. В конечном счете всякая власть исходит от Бога. В
священных делах он уполномочил к власти папу, а в светских — императора. Но и
папа и император утратили свое значение в течение XV столетия. Папа стал просто
одним из итальянских князей, вовлеченным в невероятно сложную и неразборчивую в
средствах итальянскую политическую игру. Новые национальные монархии во Франции,
Испании и Англии обладали на своей территории властью, которой ни папа, ни
император не могли оспаривать. Национальное Государство приобрело, особенно
благодаря пороху, влияние на чувства и мысли людей, которого раньше оно не
имело и которое постепенно разрушило все, что оставалось от римской веры в
единство цивилизации.
Этот политический беспорядок нашел свое выражение в макиавеллевском «Князе».
При отсутствии какого-либо ведущего принципа политика становится неприкрытой
борьбой за власть. В «Князе» дается тонкий совет, как надо успешно вести такую
игру. То, что случилось в великую эпоху Греции, произошло снова в Италии эпохи
Возрождения: традиционные моральные ограничения исчезли, потому что в них
увидели связь с предрассудком; освобождение от пут возбудило в людях энергию и
творчество, привело к редкому расцвету гения, но анархия и предательство,
неизбежно следующие за упадком морали, обессилили итальянцев как нацию, и
итальянцы попали, подобно грекам, под господство наций, менее цивилизованных,
чем они сами, но не в такой мере лишенных общественной связи.
Однако в данном случае результат был менее разрушителен, чем в Греции, потому
что новые могущественные нации оказались (за исключением Испании) столь же
способными к великим достижениям, как и сами итальянцы незадолго перед этим.
Начиная с XVI века история европейской мысли определяется Реформацией.
Реформация — сложное и многостороннее движение, она обязана своими успехами
многим причинам. В основном это мятеж северных наций против восстановленного
господства Рима. Религия являлась силой, подчинившей Север, но в Италии религия
пришла в упадок: папство как институт сохранилось и извлекало громадную дань из
Германии и Англии, но эти пока еще набожные нации не могли чувствовать почтение
к Борджа и Медичи, которые специализировались на том, что спасали души от
чистилища в обмен на деньги, которые сами тратили на роскошь и разврат.
Национальные, экономические и моральные мотивы слились воедино, чтобы усилить
мятеж против Рима. Более того, короли вскоре поняли, что стань церковь на их
территории только национальной, они смогли бы достигнуть над ней господства, а
тем самым приобрести и у себя дома еще большее могущество, чем раньше, когда
делили власть с папой. По всем этим причинам теологические нововведения Лютера
приветствовались в равной степени правителями и народом большей части северной
Европы.
Католическая церковь ведет свое происхождение из трех источников. Ее Священная
история была еврейской, ее теология — греческой, а ее правление и каноническое
право, по крайней мере косвенно, — римскими. Реформация отвергла римские
элементы, смягчила греческие и очень усилила иудейские. Она, таким образом,
сотрудничала с националистическими силами, губившими дело социальной
сплоченности, осуществленное сначала Римской империей, а затем католической
церковью. Согласно католической доктрине, божественное откровение не
закончилось с созданием Писания, но продолжается из века в век через посредство
церкви, поэтому личность должн
|
|