|
для этого необходимо. Вообще говоря, они могли, подобно
современным адвокатам, показать, как защищать или оспаривать то или иное мнение,
и не заботились о том, чтобы защищать свои собственные выводы. Те же, для кого
философия была руководством в жизни, тесно связанным с религией, естественно,
были шокированы, софисты им казались легкомысленными и безнравственными.
До некоторой степени — хотя нельзя сказать, сколь велико значение этого
обстоятельства, — ненависть, которую вызывали к себе софисты не только у
широкой публики, но и у Платона и последующих философов, была обязана своим
существованием их интеллектуальной честности. Преследование истины, когда оно
ведется искренне, должно игнорировать моральные соображения. Мы не можем знать
заранее, чем окажется истина по отношению к тому, что в данном обществе
мыслится поучительным. Софисты были готовы следовать за доказательством, куда
бы оно их ни вело. Часто это приводило их к скептицизму. Один из софистов,
Горгий, утверждал, что ничего не существует, а если что-либо и существует, то
оно непознаваемо, и даже если существует и познаваемо для кого-либо одного, то
он не может передать свое знание другим. Мы не знаем, каковы были доводы Горгия,
но я могу хорошо себе представить, что они имели логическую силу, которая
заставляла противников Горгия искать убежище в наставлениях. Платон всегда
старался проводить взгляды, которые, как он думал, сделают людей
добродетельными. Едва ли Платон был когда-нибудь интеллектуально честен, потому
что он всегда оценивал доктрины по их социальному значению. Но даже и в этом он
не был честен, так как претендовал на то, что следовал доводам и судил на
основании чисто теоретических критериев, тогда как фактически направлял спор
таким образом, чтобы последний приводил в результате к добродетели. Платон ввел
этот порок в философию, где он с тех пор и продолжает существовать. Характер
его диалогов определяется, по-видимому, в основном его враждебностью к софистам.
Одним из недостатков всех философов со времени Платона было то, что их
исследования в области этики исходили из предположения, что им уже известны те
заключения, к которым они должны только еще прийти.
В Афинах в конце V века до н.э. были люди, которые, по-видимому, учили
политическим доктринам, казавшимся безнравственными их современникам, а также
кажущимся таковыми демократическим нациям нашего времени. В первой книге
«Государства» Платона Тразимах доказывает, что нет иной справедливости, кроме
интереса более сильного, что законы создаются правительствами для своей
собственной выгоды и что нет объективных критериев, с которыми можно
сообразовываться в борьбе за власть. Калликл, согласно Платону (в «Горгии»),
отстаивал подобную доктрину. Закон природы, говорил он, является законом более
сильного, но для удобства люди установили институты и моральные заповеди,
которые сдерживали бы сильного. Такие доктрины получили в наше время более
широкое распространение, чем в древности. И что бы о них ни думали, они не были
характерны для софистов.
В течение V века до н.э., независимо от той роли, которую играли в этом
процессе софисты, в Афинах происходило превращение негибкой пуританской
простоты в остроумный и довольно жестокий цинизм в борьбе против тупого и в
равной степени жестокого сопротивления гибнущей ортодоксии. Начало этого
столетия характеризуется выступлением Афин в защиту городов Ионии против персов
и победой при Марафоне в 490 году до н.э. В конце столетия (в 404 году до н.э.)
Афины терпят поражение от Спарты, а в 399 году до н.э. был казнен Сократ. После
этого Афины утратили свое политическое значение, но они приобрели несомненное
культурное первенство, сохранявшееся вплоть до победы христианства.
Некоторые обстоятельства в истории Афин V века до н.э. существенны для
понимания Платона и всей последующей греческой мысли. В течение первой
персидской войны слава пришла главным образом к Афинам благодаря их решительной
победе при Марафоне. Десятью годами позднее, в течение второй персидской войны,
Афины еще сохраняли первенство среди греков на море, но на суше победы
одерживались в основном благодаря спартанцам — признанным военачальникам
эллинского мира. Однако взгляды спартанцев были узкопровинциальны; они
перестали бороться против персов, как только последних изгнали из европейской
Греции. Защита азиатских греков и освобождение островов, которые были завоеваны
персами, осуществлялись с большим успехом Афинами. Афины стали ведущей морской
державой и установили сильный имперский контроль над ионийскими островами. Они
процветали в период правления Перикла, который был умеренным демократом и
умеренным империалистом. Громадные храмы, развалины которых еще напоминают о
славе Афин, были построены по его инициативе, чтобы заменить храмы, разрушенные
Ксерксом. Город очень быстро богател и сильно развивался в культурном отношении.
В результате, как это постоянно случается в такие времена, в особенности когда
богатство обязано своим происхождением внешней торговле, приходили в упадок
традиционная мораль и традиционные верования.
В это время в Афинах жило необычайно большое количество гениальных людей. Три
великих драматурга — Эсхил, Софокл и Еврипид — все принадлежали к V веку до н.э.
Эсхил участвовал в битве при Марафоне и видел сражение при Саламине. Софокл
был еще ортодоксален в религиозном отношении. Но Еврипид находился под влиянием
Протагора и духа свободомыслия своего времени; его истолкование мифов было
скептическим и разрушительным. Аристофан, писавший комедии поэт, высмеивал
Сократа
|
|