|
е атомов необъясненным (unaccounted
for).
Не следует думать, что атомисты исходили в своих теориях исключительно из
эмпирических оснований. Атомистическая теория возродилась в Новое время, чтобы
объяснить факты химии; но эти факты не были известны грекам. В древности не
проводилось четкого различия между эмпирическим наблюдением и логическим
доказательством. Верно, что Парменид с презрением относился к наблюдаемым
фактам, но Эмпедокл и Анаксагор многое из своей метафизики связывали с
наблюдениями над водяными часами и вращающимися ведрами. До софистов,
по-видимому, ни один философ не сомневался, что законченная метафизика и
космология могли быть созданы благодаря сочетанию большого количества
рассуждений с некоторым количеством наблюдений. По счастливой случайности
атомисты напали на гипотезу, для которой более чем через две тысячи лет были
найдены некоторые основания, но в то время их учение было тем не менее лишено
всякого твердого основания [60 - О логических и математических основаниях
теорий атомистов см. G. Milhaud. Les Philosophes Georaetres de la Grece. Ch. IV.
].
Как и многие философы того времени, Левкипп старался найти способ примирения
парменидовских доводов с очевидным фактом движения и изменения. Аристотель
говорит:
«Вот так и по таким причинам высказывались об истине. В рассуждениях это,
по-видимому, выходит складно, однако на деле подобные взгляды близки к безумию.
Ведь нет человека столь безумного, чтобы считать, что огонь и лед — это одно;
лишь между прекрасными [вещами] и теми, что в силу привычки кажутся [таковыми],
некоторые в своем безумии не видят никакого различия.
Левкипп же полагал, что у него есть доводы, которые согласуются с чувственным
восприятием и не отрицают ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни
множественности существующего. В этом он согласился с [данными] явлений, а с
теми, кто создал [учение] о едином, он пришел в согласие, говоря, что движение
не может быть без пустоты, что пустота есть небытие и что ничто из
существующего не есть небытие. Ведь подлинно сущее есть совершенно полное бытие.
Но оно не едино, а [есть бесконечное] множество [частиц], невидимых из-за
малости своих размеров. Они носятся в пустоте (ибо пустота существует) и, когда
соединяются, вызывают возникновение, а когда разделяются — уничтожение. Они
действуют и испытывают воздействие в той мере, в какой им случается
соприкасаться друг с другом, потому что тогда они [уже] не единое. Их
соединение и переплетение ведут к возникновению [вещей], а из подлинно единого
не могло бы возникнуть множество, равно и из подлинно многих — единое. Это
невозможно»[61 - Аристотель. О возникновении и уничтожении, с. 408, 325а.].
Мы увидим, что был один пункт, относительно которого до сих пор соглашались все,
а именно, что невозможно движение при отсутствии пустоты. В этом все одинаково
ошибались. Круговое движение в заполненном пространстве возможно при том
условии, что оно существовало всегда. Идея состояла в том, что вещь может
двигаться только в пустом пространстве, а в заполненном пространстве нет пустых
мест. Могут возразить, и, вероятно, это будет основательно, что движение
никогда не может возникнуть в заполненном пространстве, но нельзя обоснованно
утверждать, что оно там вовсе не может происходить. Грекам же, однако, казалось,
что волей-неволей следует или признать неизменный мир Парменида, или допустить
пустоту.
Аргументы Парменида против небытия, по-видимому, логически неопровержимы
применительно к пустоте, и они были подкреплены открытием, что там, где,
очевидно, ничего нет, содержится воздух. (Это пример распространенного
беспорядочного смешения логики и наблюдения.) Парменидовскую позицию мы можем
изложить следующим образом: «Вы говорите, что пустота есть; следовательно,
пустота — не ничто; следовательно, она — не пустота». Нельзя сказать, чтобы
атомисты ответили на этот довод; они просто провозгласили, что предпочитают
игнорировать этот довод на том основании, что движение есть факт восприятия.
Должна, следовательно, быть пустота, как бы ни было трудно представить себе это
[62 - Напротив, С. Бейли (op. cit., p. 75) утверждает, что у Левкиппа имелся
«весьма тонкий» ответ. Он заключался, по существу, в признании существования
чего-то [пустоты], что не было телесным. Аналогично этому Барнет говорит:
«Любопытно, что атомисты, которых обычно считают великими материалистами
древности, были фактически первыми, кто отчетливо сказал, что вещь может быть
реальной, не будучи телом».].
Рассмотрим дальнейшую историю этого вопроса. Первым и наиболее очевидным
способом устранения логических трудностей было различение между материей и
пространством. Согласно такому взгляду, пространство — не ничто, но вместилище,
которое может быть, а может и не быть в какой-либо данной части заполнено
материей. Аристотель говорит («Физика», 208а): «Утверждающие существование
пустоты называют ее местом; в этом смысле пустота была бы местом, лишенным
тела». Эта точка зрения с предельной ясностью выражена Ньютоном, утверждавшим
существование абсолютного пространства и соответственно отличавшим движение
абсолютное от движения относительного. В коперниковском споре обе стороны (как
бы мало они ни понимали это) придерживались этой точки зрения, поскольку они
думали, чт
|
|