Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Англия :: Бертран Рассел :: ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 449
 <<-
 
ерейти от малого к большому, то астрономия не позволяет нам более считать 
небесные тела вечными. Планеты возникли из Солнца, а Солнце произошло из 
туманности. Солнце существовало и будет еще существовать в течение некоторого 
времени, но рано или поздно, вероятно, через миллионы и миллионы лет, оно 
взорвется, разрушив все планеты и вернувшись в состояние сильно разреженного 
газа. Так по крайней мере говорят астрономы. Возможно, что с приближением 
рокового дня они найдут ошибки в своих расчетах.

Доктрина вечного потока, которую проповедовал Гераклит, мучительна, но наука, 
как мы видели, не может ее опровергнуть. Одной из главных целей философов было 
оживить надежды, которые наука, по-видимому, убила. Соответственно этому с 
большим упорством философы искали что-либо не подчиняющееся империи Времени. 
Эти поиски начинает еще Парменид.




Глава V. 
ПАРМЕНИД

Греки не были склонны к умеренности ни в своих теориях, ни в своей практике. 
Гераклит утверждал, что все изменяется. Парменид возразил, что ничто не 
изменяется. Парменид был уроженцем Элеи, что в Южной Италии; расцвет его 
деятельности приходится на первую половину V века до н.э. Согласно Платону, 
Сократ в своей молодости (как говорят, около 450 года до н.э.) беседовал с 
Парменидом, в то время глубоким стариком, и многое почерпнул из этой беседы. 
Состоялась эта беседа или нет в действительности, мы не знаем, но по крайней 
мере мы можем сделать вывод, что сам Платон совершенно очевидно находился под 
влиянием учения Парменида. Южноитальянские и сицилийские философы были более 
склонны к мистицизму и религии, чем ионийские философы; последние в своей 
тенденции были в целом научны и скептичны. Но благодаря влиянию Пифагора 
математика более процветала в Великой Греции, чем в Ионии. Однако в то время 
математика запуталась в мистицизме. Парменид находился под влиянием Пифагора, 
но о силе этого влияния можно только предполагать. Историческое значение 
Парменида состояло в том, что он изобрел форму метафизической аргументации, 
которая в том или ином виде может быть обнаружена у большинства последующих 
метафизиков, включая Гегеля. Часто говорят, что Парменид изобрел логику, но в 
действительности он изобрел метафизику, основанную на логике.

Учение Парменида изложено в его поэме «О природе». Он считает чувства 
обманчивыми и рассматривает множество чувственных вещей как простую иллюзию. 
Единственное истинное бытие — бесконечное и неделимое «Единое». Оно не является,
 как у Гераклита, единством противоположностей, поскольку никаких 
противоположностей нет. Например, он, вероятно, думал, что «холод» означает 
только «не горячее», что «темное» означает только «не светлое». «Единое» 
понималось Парменидом не так, как мы понимаем Бога; он, по-видимому, мыслил его 
материальным и протяженным, ибо он говорит о нем как о шаре. Но Единое не может 
быть разделено, потому что оно в своей целостности находится всюду.

Парменид делит свое учение на две части, которые он соответственно называет 
«путь истины» и «путь мнения». Нам нет необходимости касаться последнего. 
Наиболее существенное, что сохранилось из его учения о «пути истины», состоит в 
следующем:
		Одно, непрерывное...
		Как и откуда оно выросло? Из не-сущего [«того, чего 
нет»]?		Этого я не 
разрешу		Тебе высказывать или мыслить, ибо нельзя ни высказать, ни 
помыслить:		«Не есть»...
		<...
>		Каким образом то, что есть [~сущее-сейчас], могло бы быть 
потом?		Каким образом оно могло бы быть-в-прошлом [или: 
«стать»]?		Если оно «было» [или: «стало»], то оно не есть, равно как если ему 
[лишь] некогда предстоит быть.
		Так рождение угасло и гибель пропала без вести.
		<...
>		Одно и то же — мышление и то, о чем мысль,
		Ибо без сущего, о котором она высказана,
		Тебе не найти мышления. Ибо нет и не будет ничего,
		Кроме сущего... [42 - Фрагменты ранних греческих философов, с. 290-291. 
Барнет замечает: «Смысл, как я думаю, таков: „Не может быть мысли 
соответствующей названию, если это название не есть название чего-либо 
реального”».].

Сущность этого довода состоит в следующем.

Когда вы думаете, то думаете о чем-либо, когда вы употребляете какое-нибудь 
название, то это должно быть название чего-либо. Следовательно, и мышление и 
речь требуют объектов вне себя. И поскольку вы можете мыслить вещь или говорить 
о ней в любое время, то все, что может быть мыслимо или высказано, должно 
существовать всегда. Поэтому не может быть изменения, поскольку оно состоит в 
том, что вещи возникают или уничтожаются.

В философии это первый пример широкой аргументации от мысли и языка к миру в 
целом. Эту аргументацию нельзя, конечно, считать основательной, но в то же 
время стоит посмотреть, какой элемент истины она содержит.

Мы можем изложить эту аргум
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 449
 <<-