|
чные гипотезы.
Прогресс в метафизике, поскольку он имел место, состоял в постепенном
усовершенствовании всех этих гипотез, в развитии того, что в них
подразумевалось, и в их переработке для опровержения возражений, выдвигаемых
приверженцами соперничающих гипотез. Научиться понимать Вселенную в
соответствии с каждой из этих систем — наслаждение для воображения и в то же
время противоядие от догматизма. Более того, даже если ни одна из гипотез не
может быть доказана, истинное значение состоит в том, чтобы открыть тот
заключенный в них элемент, который делает каждую из них логически
последовательной в себе и согласующейся с известными фактами. Так вот, почти
все гипотезы, господствующие в современной философии, первоначально были
выдвинуты греками. Их богатая воображением изобретательность в абстрактных
вопросах едва ли может быть переоценена. Во всем, что я буду говорить о греках,
я буду руководствоваться главным образом этой точкой зрения. Я буду считать их
родоначальниками теорий, которые при всем своем первоначально довольно
младенческом характере оказались способными к сохранению и развитию в течение
более двух тысячелетий.
Греки сделали, правда, кое-что еще, что оказалось имеющим поистине наиболее
устойчивую ценность для абстрактной мысли: они открыли математику и искусство
дедуктивного рассуждения. В частности, геометрия — специфически греческое
изобретение, и без нее современная наука была бы невозможна. Но в связи с
математикой выявляется односторонность греческого гения: он размышляет
дедуктивно, исходя из того, что кажется самоочевидным, а не индуктивно,
сообразуясь с предметом наблюдения. Изумительные успехи греков в использовании
этого метода ввели в заблуждение не только древний мир, но также и большую
часть современного мира. Лишь весьма медленно научный метод, стремящийся
индуктивно выводить принципы из наблюдений над отдельными фактами, вытеснил
эллинскую веру в дедукцию из лучезарных аксиом, извлекаемых из ума философа.
Поэтому, не говоря уже о других причинах, ошибочно относиться к грекам с
суеверным почитанием. Научный метод, несмотря на то, что греки были первыми,
среди которых, хотя и у немногих, был намек на него, в целом чужд складу их ума,
и попытка прославлять греков, умаляя интеллектуальный прогресс последних
четырех столетий, оказывает тормозящее действие на развитие современной мысли.
Однако существует довод и более общего характера против слепого преклонения
перед греками или кем бы то ни было еще. Правильное отношение к изучению того
или иного философа состоит не в том, чтобы почитать или презирать его, но
прежде всего в некоторого рода предрасположенности, дающей возможность понять,
что именно склоняет к тому, чтобы верить в его теории, и только потом следует
оживлять критическое отношение, которое должно напоминать, насколько это
возможно, состояние ума той личности, которая отбрасывает мнения, отстаиваемые
ею прежде. Презрение мешает первой части этого процесса, преклонение — второй.
Следует при этом учитывать две вещи: надо помнить, что человек, чьи взгляды и
теории заслуживают изучения, должен, по-видимому, обладать определенным умом,
но надо также иметь в виду, что ни один человек не достигал, вероятно, полной и
окончательной истины по какому бы то ни было вопросу. Когда умный человек
выражает совершенно абсурдный с нашей точки зрения взгляд, мы не должны
пытаться доказывать, что этот взгляд тем не менее является правильным, но нам
следует попытаться понять, каким образом этот взгляд когда-то казался
правильным. Это упражнение исторического и психологического воображения
одновременно и расширяет сферу нашего мышления, и помогает нам понять,
насколько глупыми многие из лелеемых нами предрассудков покажутся веку,
обладающему другим складом ума.
Между Пифагором и Гераклитом, с которым мы будем иметь дело в этой главе,
находится другой, менее значительный философ, а именно Ксенофан. Даты жизни
Ксенофана неопределенны; они могут быть определены главным образом исходя из
того обстоятельства, что он ссылается на Пифагора, а Гераклит ссылается на него.
Ксенофан по рождению иониец, но большую часть своей жизни прожил в Южной
Италии. Он полагал, что все вещи произошли из земли и воды. Что касается богов,
то Ксенофан был очень настойчив в своем свободомыслии.
Все на богов возвели Гомер с Гесиодом, что
только У людей позором считается или
пороком: Красть, прелюбы творить и друг друга обманывать [тайно],
<...
> Но люди мнят, что боги были рождены,
Их же одежду имеют, и голос, и облик [такой же].
<...
> Если бы руки имели быки и львы или кони,
Чтоб рисовать руками, творить изваянья, как люди,
Кони б тогда на коней, а быки на быков бы
похожих Образы рисовали богов и тела их ваяли,
Точно такими, каков у каждого собственный облик.
Эфиопы... черными и с приплюснутыми носами,
Фракийцы — рыжими и голубоглазыми [36 - Фрагменты ранних греческих философов,
с. 141.].
Ксенофан верил в единого Бога, который не похож на человека ни по своему образу
мышления, ни по своему внешнему виду и который «...без труда, помышленьем ума
он все потрясает» [37 - Там же, с. 173.]. Ксенофан высмеял пифагоровскую
доктрину переселения
душ:
Шел, говорят, он однажды, и видит — щенка избивают,
Жалостью охваченный, он слово такое
изрек: «Стой! Перестань его бить! В
бедняге Душу я опознал, визгу внимая ее» [38 - Там же, с.
|
|