Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Англия :: Бертран Рассел :: ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 449
 <<-
 
 Запад, но в 
основном Милету удавалось сохранить дружеские отношения с этим соседним 
государством, особенно с последним лидийским царем Крезом, при котором 
Лидийское царство было завоевано Киром в 546 году до н.э. Греки также 
поддерживали значительные связи с Египтом, царь которого нуждался в греческих 
наемниках и открыл для греческой торговли некоторые города. Первым греческим 
поселением в Египте была крепость, занятая милетским гарнизоном; но в период 
610—560 годов до н.э. наибольшее значение имел город Дафнэ. В этом городе нашли 
свое убежище, спасаясь от Навуходоносора (Иерем. 43; 5 и cл.), Иеремия и многие 
другие еврейские беженцы; но в то время как Египет, несомненно, оказывал 
влияние на греков, со стороны евреев такого влияния не было. Мы не можем 
представить себе, чтобы Иеремия чувствовал что-либо, кроме ужаса, по отношению 
к скептическим ионийцам.

Как говорилось выше, лучшим свидетельством, позволяющим определить время жизни 
Фалеса, является то, что этот философ прославился предсказанием солнечного 
затмения, которое, как говорят астрономы, произошло в 585 году до н.э. Другие 
данные, подобные приведенному свидетельству, вполне согласуются с тем, чтобы 
отнести деятельность Фалеса приблизительно к этому времени. Предсказание 
затмения не было свидетельством чрезвычайной гениальности Фалеса. Милет 
находился в союзнических отношениях с Лидией, поддерживавшей культурные связи с 
Вавилонией. Вавилонские же астрономы открыли, что затмения повторяются примерно 
через каждые 19 лет. Эти астрономы могли предсказать затмение Луны вполне 
успешно, но, когда дело касалось солнечного затмения, их приводило в 
замешательство то обстоятельство, что затмение могло быть видимо в одном месте 
и невидимо в другом. Следовательно, они могли только знать, что в такое-то и 
такое-то время можно ожидать затмения, и это, вероятно, все, что знал Фалес. Ни 
он, ни вавилонские астрономы не понимали, чем обусловлена эта цикличность 
затмений.

Говорят, что Фалес предпринял поездку в Египет и привез оттуда для греков 
сведения по геометрии. Все познания египтян в области геометрии состояли 
главным образом в чисто эмпирических приемах. И нет оснований думать, что Фалес 
пришел к дедуктивным доказательствам, таким, например, которые были открыты 
греками позднее. Вероятно, Фалес открыл, как, исходя из наблюдений, сделанных 
из двух прибрежных пунктов, определить расстояние до корабля в море, а также 
как, зная длину тени пирамиды, найти ее высоту. Ему приписываются многие другие 
геометрические теоремы, но, по-видимому, ошибочно.

Фалес был одним из семи греческих мудрецов. Каждый из этих семи мудрецов 
прославился тем или другим мудрым высказыванием. Согласно традиции, 
высказывание Фалеса заключалось в том, что «вода есть наилучшее».

Как сообщает Аристотель, Фалес думал, что вода является первичной субстанцией, 
а все остальное образуется из нее, он утверждал также, что Земля покоится на 
воде. По свидетельству Аристотеля, Фалес говорил, что магнит обладает душой, 
потому что он притягивает железо; далее, что все вещи полны богов [24 - Дж. 
Барнет (J. Burnet. Early Greek Philosophy, p. 51) ставит это последнее 
высказывание под вопрос.].

Положение, что все возникло из воды, следует рассматривать в качестве научной 
гипотезы, а отнюдь не в качестве абсурдной гипотезы. Двадцать лет назад взгляд, 
что все состоит из водорода, который составляет две трети воды, был признанной 
точкой зрения.

Греки в своих гипотезах были слишком смелы, но милетская школа по крайней мере 
была готова испытать свои гипотезы эмпирически. О Фалесе известно слишком мало, 
чтобы иметь возможность вполне удовлетворительно восстановить его учение, но о 
его последователях в Милете известно значительно больше, поэтому разумно 
предположить, что кое-что содержащееся в их воззрениях перешло к ним от Фалеса. 
И наука и философия у Фалеса были грубы, но они были способны стимулировать как 
мысль, так и наблюдение.

О Фалесе имеется много легенд, но не думаю, чтобы о нем было что-нибудь 
известно, помимо тех фактов, которые я упоминал. Некоторые из этих историй 
изумительны, например, та, которую приводит Аристотель в своей «Политике» 
(1259а):
«Когда Фалеса попрекали его бедностью, так как-де занятия философией никакого 
барыша не приносят, то, рассказывают, Фалес, предвидя на основании 
астрономических данных богатый урожай оливок, еще до истечения зимы роздал 
накопленную им небольшую сумму денег в задаток владельцам всех маслобоен в 
Милете и на Хиосе; маслобойни Фалес законтрактовал дешево, так как никто с ним 
не конкурировал. Когда наступило время сбора оливок, начался внезапный спрос 
одновременно со стороны многих лиц на маслобойни. Фалес стал тогда отдавать на 
откуп законтрактованные им маслобойни за ту цену, за какую желал. Набрав таким 
образом много денег, Фалес доказал тем самым, что и философам при желании 
разбогатеть нетрудно, только не это дело составляет предмет их интересов».

Анаксимандр, второй философ милетской школы, гораздо более интересен, чем Фалес.
 Даты его жизни неопределенны, но, говорят, ему было 54 года в 546 году до н.э. 
[25 - Возможный год выхода в свет первого греческого философского произведения 
— сочинения Анаксимандра «О природе». — Прим. ред.]. Есть основания 
предполагать, что это бли
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 449
 <<-