|
о получишь...
В другой табличке говорится: «Привет тебе, пережившему страдание... Из человека
ты стал Богом». И еще в другой: «Счастлив и блажен ты, которому суждено из
смертного стать Богом».
Источник, из которого душа не должна пить, — это Лета, приносящая забвение;
другой источник — Мнемосина, память. В потустороннем мире душа, если она жаждет
спасения, не должна ничего забывать. Напротив, она должна приобрести память,
превосходящую естественную.
Орфики были аскетической сектой, вино для них — только символ, как позднее
причастие для христиан. Искомое ими опьянение — это «энтузиазм», союз с богом.
Они думали, что таким путем приобретают мистическое знание, недостижимое
обычными средствами. В греческую философию этот мистический элемент принес
Пифагор, такой же реформатор орфизма, каким был Орфей по отношению к религии
Диониса. От пифагорейцев орфический элемент перешел в философию Платона, а от
него — в ту более позднюю философию, которая была уже полностью религиозной.
Некоторые явно вакхические элементы сохранились всюду, где орфизм имел влияние.
Одним из таких элементов был феминизм. Его много у Пифагора, а у Платона
элемент феминизма привел даже к требованию полного политического равноправия
для женщин. «Женский пол, — говорит Пифагор, — по своей природе более
благочестив». Другой вакхический элемент состоит в уважении к сильной страсти.
Греческая трагедия выросла из ритуалов Диониса. Особенно Еврипид чтил двух
главных богов орфизма: Диониса и Эроса. Он не уважал холодного и самодовольного,
благонравного человека, которого в его трагедиях обычно сводили с ума или
как-либо иначе ввергали в беду боги, возмущенные его богохульством.
По традиции считается, что грекам свойственна восхитительная безмятежность
(serenity), позволявшая им с олимпийским спокойствием созерцать страсть со
стороны, подходя к ней с эстетической точки зрения. Но это весьма односторонний
взгляд. Это верно, быть может, относительно Гомера, Софокла и Аристотеля, но
это в высшей степени неверно применительно к тем грекам, которые прямо или
косвенно были затронуты вакхическим или орфическим влиянием. В Элевсине — а
элевсинские мистерии составляли наиболее священную часть афинской
государственной религии — пели гимн, в котором говорилось
следующее:
С твоей высоко поднятой чашей,
С твоим безумным
пиршеством В Элевсинскую цветущую
долину Приходи ты — Вакх, гимн и привет
тебе!
В «Вакханках» Еврипида хор менад являет собой такое сочетание поэтичности и
дикости, которое прямо противоположно безмятежности. Они прославляют
удовольствие отрывать конечности диких животных и поедать их сырыми тотчас
же:
О, как мне любо в полянах,
Когда я в неистовом беге,
От легкой дружины отставши,
В истоме на землю паду,
Священной небридой одета.
Стремясь ко фригийским горам,
Я хищника жаждала
снеди: За свежей козлиною
кровью Гонялась по склону холма...
Танец менад на склоне горы не был только неистовством, он был бегством от
бремени и забот цивилизации в мир нечеловеческой красоты и свободы, ветра и
звезд. В менее безумном настроении они
поют:
Милая ночь, придешь
ли? Вакху всю я тебя отдам,
Пляске — белые ноги,
Шею — росе студеной.
Лань молодая
усладе Луга зеленого рада.
Вот из облавы вырвалась,
Сеть миновала крепкую.
Свистом охотник пускай
теперь Гончих за ланью шлет,
Ветер у ней в ногах,
В поле — раздолье.
Берегом мчаться отрадно ей,
Даром, что члены сжимает
усталость; Тихо кругом — она рада безлюдью,
Рада молчанию чащи зеленой.
Прежде чем повторить, что греки были «безмятежными», попробуйте вообразить
матрон Филадельфии, ведущих себя таким же образом, даже в пьесе Юджина О'Нила.
Орфик не более «безмятежен», чем прежний поклонник Вакха. Для орфика жизнь в
этом мире является страданием и скукой. Мы привязаны к колесу, которое,
вращаясь, образует бесконечные циклы рождения и смерти. Наша истинная жизнь —
на звездах, но мы прикованы к земле. Только путем очищения, самоотречения и
аскетической жизни можем мы избежать этого круговорота и достигнуть, наконец,
экстаза един
|
|